Ремесло или творчество?
Сфера культуры широка и разнообразна. Она вмещает в себя как истинные таланты, так и бездарности, упорно туда пробивающиеся (чего греха таить, таких тоже, увы, хватает), — робких последователей Шагала, Сутина, Щемелева и агрессивных мазил от слова «худо». Считается, что в ней работают люди тонкой душевной организации, имеющие дело с вещами эфемерными и трудноуловимыми, такими как «идеал», «образ», «идея». Говорят, если с ними поговорить на повышенных тонах, у них надолго портится настроение, потом они долго не могут прийти в себя. Капают валерьянку в ромашковый чай, чтобы успокоиться…Сразу скажем, творческая профессия — не гарантия безбедного будущего. В то же время владение ею, например навыки игры на каком-нибудь музыкальном инструменте, — все-таки конкретное «ремесло». Помню, как дирижер нашего детского школьного оркестра в Новополоцке уговаривал меня продвигаться по музыкальной стезе — поступать в местное музучилище: «У тебя всегда по жизни будет чистый воротничок и манжеты!» В чем-то он, конечно, был прав. И если кого-то, как героя пьесы Александра Вампилова «Старший сын» кларнетиста Сарафанова «попросят» из оркестра, всегда можно заработать на кусок хлеба на похоронах и танцах.
Где заканчивается ремесло и начинается творчество, а вместе с ним и создание новых смыслов, претензии на избранность — каждый определят для себя сам. Кто-то проживает всю жизнь без «претензий», радуясь малому, а кто-то, наоборот, ест поедом коллег и близких из-за собственных неудач. «Желание славы» становится для него идеей фикс.
Со смычком и кистью
В обзоре Национального статистического комитета в 2024 году говорилось, что в сфере культуры в Беларуси работают более 43 тысяч человек — больше, чем живет народа, к примеру, в Волковыске, Сморгони или Калинковичах. И эта «каста» играет важную роль в формировании мировоззрения современных белорусов, оберегает историческую память и доносит правдивую информацию о нашем богатом наследии, воссоздавая ключевые события на страницах повестей и романов, на живописных полотнах и в традиционных ремеслах, на театральной сцене и киноэкране. Хочется верить, что когда в спину «дышат» строчки Купалы, Коласа и Короткевича, когда смотрят на тебя глаза книжных героев, подлость совершить сложнее.Да, творцы обидчивы, эгоцентричны, многие поступки совершают на эмоциях, часто они эгоистичны и не думают об окружающих. Но мы все равно любим их. Свет, радость и надежду эти люди несут нам чаще, чем хаос мысли и нравственное разрушение. Да и любители подобного «жанра» давно покинули Беларусь, которая отторгла их как инородные тела и зловредные патогенные вирусы. Ведь совсем не любовью и созиданием была проникнута их деятельность, а желанием разжечь в обществе вражду и междоусобицу.
Взаимный интерес
Наша культура всегда вызывает интерес и за рубежом. За пределами страны регулярно гастролируют наши ведущие театральные коллективы и артисты. Например, сегодня и завтра Национальный академический театр имени Я. Купалы выступит в Казани в программе престижного IV Качаловского театрального фестиваля, который в этом году посвящен 150‑летию со дня рождения великого русского актера Василия Качалова, имеющего, кстати, и белорусские корни.10 и 11 октября на сцене КАРБДТ имени Качалова, к слову, уже дважды с большим успехом гастролировавшего в Беларуси, наша труппа покажет военную драму «А зоры тут ціхія», поставленную российским режиссером Дмитрием Акимовым по мотивам повести Бориса Васильева. Причем сотрудничество купаловцев с Акимовым после этого спектакля продолжилось, и репертуар пополнила постановка по Федору Достоевскому «Дзядзечкаў сон», где очень интересно работают актеры разных поколений.
Примечательно, что рядом с белорусской труппой в афише Качаловского фестиваля сплошь легендарные коллективы: помимо хозяев фестиваля — КАРБДТ имени Качалова — «Мастерская Петра Фоменко», Александринский театр из Санкт-Петербурга, Московский драматический театр имени Пушкина. Более того, совсем скоро, в ноябре, театр Фоменко приедет в Минск и покажет на сцене Дома Москвы и Белорусского государственного молодежного театра четыре спектакля, в том числе «Волки и овцы» по пьесе Александра Островского в постановке Петра Фоменко (ранее его уже показывали в Минске на сцене Купаловского). Также будет представлена литературно-музыкальная композиция «Маяковский. Послушайте» от актера и режиссера Федора Малышева. Несомненно, найдут своего зрителя и поэтичные «Последние свидания» по рассказам Ивана Бунина в постановке Юрия Титова, и спектакль-концерт «Мой Брель», посвященный уникальному французскому певцу бельгийского происхождения Жаку Брелю.
Согласитесь, без этого встречного театрального движения и в целом растущего интереса друг к другу развитие культуры невозможно.
pepel@sb.by