Регионализация с разрывом производственных цепочек — «лайтовая» версия экономического катаклизма 1990-х

Иммунитет к шокам

По импортной логике наша экономика из-за санкций должна лечь и уже не подняться. К своему удивлению, зарубежные стратеги на практике начинают понимать ошибочность своих теоретических разработок. Промахнулись по банальной причине незнания Беларуси. Нам нередко даже в международных рейтингах оценки давали эксперты, которые и в стране-то ни разу не были. Впрочем, видимо, европейские и американские аналитики не удосужились даже бегло просмотреть новейшую историю страны в целом и ее экономики в частности. Тогда бы пришло осознание: так уж получилось, но спокойно жить с конца 1980-х нам, по сути, и не пришлось. Эксперты расходятся в количестве, но однозначно мое поколение пережило где-то 5—7 разнообразных кризисов. Поэтому к внешним шокам у белорусов выработался иммунитет. Ковид начал разъедать производственно-логистические цепочки, рестрикции разнесли некоторые из звеньев в крошку. От этого, собственно говоря, страдает европейская экономика. По сути, современные явления разрывов — облегченная версия экономического и производственного катаклизма, который случился в 1990-е после развала Союза. В отличие от европейцев у нас есть опыт выхода из более сложных ситуаций, чтобы нынешняя реальность нас могла до безумия испугать.

коллаж любови царюк

Не сказать чтобы в нашем обществе есть слишком глубокая ностальгия по 1990-м, но немало людей старшего поколения вспоминают о тех непростых годах с некоторым налетом романтизма. Бюджет тогда звенел от пустоты, заводы становились колом из-за разрыва кооперационных связей, денег не было… Кстати, их не было в принципе: уничтожение СССР провели столь стремительно, что в независимость республика вступила без собственной валюты. Несколько лет еще в хождении были советские рубли, которых катастрофически не хватало. Тогда на предприятиях нередко не могли выплатить зарплату, так как не было наличности. И взять ее было неоткуда. Когда появились белорусские рубли с изображениями зверей (по большому счету, этот «зоопарк» еще не был национальной валютой, а купонами), многие руководители вздохнули спокойно: появилась возможность с работниками рассчитаться.

Словом, времена были апокрифические. Но, как говорят руководители со стажем, было очень интересно. Жизнь подкидывала еще те головоломки. И находили решения. Иногда оригинальные и неожиданные. Не всегда правильные с современной точки зрения и классического менеджмента. Но творчески удалось разгрести нагромождение вызовов и угроз. И выплыть на оперативный простор для развития.
Сегодня из-за политических игрищ произошел разрыв некоторых налаженных годами деловых связей с партнерами из отдельных стран. Хотя большинство готовы и дальше с Беларусью работать. Какие бы критические оценки ни давали некогда из-за нашей нерыночности, но многие европейские предприниматели отмечали: в стране все крутится-вертится по закону.
И наш бизнес (частный и государственный) очень хорошо зарекомендовал себя на мировой арене. Поэтому у нас имидж приличных, трудолюбивых людей, которые не кинут. Конечно, разные ситуации бывают, но мошенничество со стороны белорусских контрагентов скорее исключение, чем правило. Поэтому конструктивный иностранный бизнес готов и дальше сотрудничать. И будет это делать.

А санкции… Конечно, американцы за счет монополизации финансовой системы, и в значительной степени международных торговых площадок, научились неплохо следить за движением товаров и капиталов. Но как тут не вспомнить юмориста Михаила Задорнова и его фирменное восклицание «ну тупые». Нет, конечно, ни американские, ни европейские политики и администраторы не тупые. Просто у них отсутствует опыт антикризисного управления. Последний был, наверное, во время Второй мировой. И то только у Западной Европы. США в военное лихолетье очень даже неплохо зарабатывали. Поэтому их экономика выиграла, а не пострадала. Но с послевоенных времен прошло уже больше полувека. И навыки работы в экстремальных условиях ушли из Европы вместе со старшими поколениями. Нынешние менеджеры привыкли работать в теплых кабинетах, с цифрами, с прогнозами, точность которых достигает сотых долей процента… И ведь до поры до времени западный капитализм с большего жил в таких комфортных условиях. Поэтому у них просто фантазия отсутствует.

Спросите у какого-нибудь маститого топ-менеджера, бизнес-тренера или ученого в Европе, что делать, если в стране нет национальной валюты. Банки не то чтобы не подключены к SWIFT или другим системам, а даже корреспондентских счетов за рубежом не имеют. Ни в одной стране. В СССР все экспортные поставки и расчеты шли централизованно, через союзные организации и учреждения, которые находились в Москве. Когда ни в одной стране толком и торгового представительства нет. Когда… Можно еще долго перечислять. Импортный мастер бизнес-администрирования скажет: проще повеситься в такой ситуации. Со своей точки зрения и навыков будет совершенно прав. А Беларусь как-то выживала. Не процветали, но предприятия (не все и не в полную силу) работали. И экспорт налаживали, и импорт. Иной раз при помощи почти колдовства и хитрости. Но в том-то и заключался интерес работы, про который упоминали наши ветераны. И при всех сложностях до натурального хозяйства не скатились.

Другими словами, есть у нас опыт выживания в экстремальных экономических условиях. И сегодняшний разрыв цепочек — облегченная версия ситуации тридцатилетней давности. Конечно, я не против размеренной жизни. Но тут уж как у раллистов — приятно ехать по автобану, но и на гравийке не растеряемся. Поэтому на самом деле европейцы напрасно выпустили санкционного джина из бутылки. В условиях глубокой и всесторонней турбулентности Беларусь — более конкурентная страна. По крайней мере, в части управления. Кстати, ряд мер, которые в ЕС и на национальном уровне обсуждают сейчас как антикризисные, у нас уже давно реализованы. И в условиях санкций и разных ограничений наши менеджеры умеют работать. Хотя не буду отрицать: размеренное существование выглядит более привлекательно. Но что же делать: на войне как на войне. Даже если она экономическая. Тут главное — выжить. И шансов у нас, наверное, побольше будет, чем у многих иностранных компаний.

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter