Каким препаратом лучше ревакцинироваться?

Иммунитет готов к ответу

Насколько мне известно, китайская и российская вакцины от ковида имеют разный механизм воздействия на иммунитет. Можно ли усилить эффект, ­если ­ревакцинироваться после «Спутника V» китайской вакциной и наоборот? Или нужно придерживаться уже сделанного выбора в пользу одного из препаратов?

Мария Слепченко, Минская область 

Третья — не лишняя

 — Действительно, арсенал вакцинных препаратов, применяемых в мире против COVID-19, достаточно велик, — отвечает кандидат медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой эпидемиологии БГМУ Ирина Вальчук. — Это вакцины, созданные на основе аденовирусных векторов, вакцины на основе мРНК, цельновирионные инактивированные вакцины, препараты на основе ДНК, рекомбинантные на основе бакуловируса, пептидные вакцины и другие.

Безусловно, все эти препараты имеют разный механизм взаимодействия с нашей иммунной системой. Но, не вдаваясь в тонкости иммунологии, нужно понимать, что результатом является формирование гуморального (выработка специфичных для SARS-CoV-2 вируснейтрализующих антител) и клеточно-опосредованного (образование иммунных цитотоксических Т-клеток) иммунного ответа. Причем ведущую роль в защите организма от инфекции играет именно гуморальный иммунитет. На сегодня единственным научно доказанным коррелятом защиты от инфекции (маркером иммунного ответа) является количество антител к S-белку вируса, то есть тех антител, которые препятствуют проникновению вируса в клетку. Абсолютно все из применяемых вакцин, правда посредством различных механизмов, в конечном итоге стимулируют выработку вируснейтрализующих антител, о которых говорилось ранее.

Однако поствакцинальный иммунитет является непродолжительным. В результате снижения количества антител и иммунных клеток риск заболевания в случае инфицирования возрастает уже через 6—12 месяцев после проведенной вакцинации. И для поддержания достаточного уровня протекции требуется введение бустерной дозы вакцины — иными словами, необходимо проведение ревакцинации. Особенно это актуально в условиях циркуляции новых штаммов COVID-19. Пример Израиля и других стран — пионеров вакцинации свидетельствует, что даже при высоких показателях охвата прививочной кампанией (60 % и более) по прошествии шести месяцев начинается снижение напряженности поствакцинального иммунитета. Что и вызвало в итоге определенный подъем заболеваемости среди вакцинированных. Однако после проведенной ревакцинации заболеваемость снова существенно снижается.

Что касается рекомендаций по сохранению или смене платформы для ревакцинации, ответить однозначно на этот вопрос в настоящее время невозможно, поскольку мнения ведущих экспертов различаются, а в мире еще не накоплен достаточный опыт практики введения бустерных доз с использованием одного типа вакцины или с переходом на другой тип вакцины. Поэтому при решении вопроса о ревакцинации следует исходить их того, что любая доступная вакцина в обязательном порядке повысит напряженность и длительность иммунной защиты в первую очередь за счет повышения концентрации антител к S-белку вируса, независимо от того, каким препаратом вы были вакцинированы ранее (китайской или российской вакциной).

Однако с экономических и организационных позиций целесо­образнее использование однокомпонентной вакцины российского производства «Спутник Лайт». Данный вопрос в настоящее время находится на рассмотрении экспертного совета по иммунизации Министерства здравоохранения Беларуси.

Фото  pexels.com

Сроки под вопросом

Тем временем профессор Сантьяго Мас-Кома, эксперт Всемирной организации здравоохранения и президент Международной федерации тропической медицины, обратил внимание на то, что пожилые люди в числе первых были вакцинированы, а приобретенный иммунитет у них сохраняется меньшее количество времени, поэтому их необходимо ревакцинировать в приоритетном порядке.

Говоря о выборе сроков ревакцинации, эпидемиолог отметил, что ученым еще предстоит выяснить, стоит ли ее делать ежегодной, как в случае с гриппом, или более частой — раз в несколько месяцев.

— Это также может зависеть от возрастных групп: например, более длительный промежуток между вакцинацией для молодых и более короткий — для пожилых людей с менее эффективной иммунной системой, что вызвано их возрастом или проблемами со здоровьем, — добавил Сантьяго Мас-Кома.

Напомним, ранее генеральный директор ВОЗ Тедрос Аданом Гебреисус заявил, что одни только вакцины против коронавируса не смогут положить конец пандемии COVID-19. Он подчеркнул: помимо вакцинации, для борьбы с COVID-19 потребуется нарастить темпы тестирования, отслеживать появление новых и опасных штаммов вируса, внедрять новые методы лечения и продолжать соблюдать меры безопасности, в том числе ношение масок.

КСТАТИ

Ревакцинация однокомпонентной вакциной «Спутник Лайт» спустя полгода продлевает иммунитет к коронавирусу на 6—7 месяцев, сообщил ТАСС со ссылкой на главу центра имени Гамалеи Александра Гинцбурга.

— Дополнительное бустирование вторым компонентом «Спутника V» поднимает уровень протективных антител, причем довольно значительно. А в диапазоне от 300 до 500 bounding antibody units (BAU) здесь достаточно бустирования только «Спутником Лайт». Именно этот диапазон наиболее часто встречается после шести месяцев использования «Спутника V». Поэтому использование «Спутника Лайт» для ревакцинации через полгода для такой категории привитых является очень перспективным и эффективным способом продления протективного иммунитета еще по крайней мере на 6—7 месяцев, — объяснил специалист.

По его словам, такой вывод сделан на основе результатов обследования более 4 тысяч привитых москвичей.

По данным центра имени Гамалеи, эффективность вакцины «Спутник Лайт» против превалирующего сегодня во многих странах штамма «Дельта» составила 70 %.

lvk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter