Через активную пиардеятельность Россельхознадзора проводится попытка снизить потенциал наших производителей

Имидж стоит дорого

А не перепутал ли свои функции дорогой наш Россельхознадзор? Как-то слишком много внимания уделяет он именно белорусской продукции, будто других производителей продуктов питания даже в природе не существует. Или их не проверяют? Или у других все совершенно в порядке?! 

Качество белорусских продуктов уважают потребители, в нем не сомневаются сертифицирующие органы ЕС,
и только Россельхознадзор теряется в навязчивых сомнениях
Фото kak-nay4utc9.ru

Россельхознадзор просто влюбился в Беларусь и «пищевку». Складывается впечатление, что только за ней и следит. Самое парадоксальное, что к российским компаниям у контролеров претензий — выше крыши. Помните прошлогодние громкие заявления: огромная масса продовольствия на рынке России не просто фальсифицирована, но изготовлена весьма экзотическими способами. Добавляют в молочные продукты и мел, и другие неорганические вещества. Причем грешат таким мошенничеством порой даже крупные и уважаемые компании. Но конкретику — названия, руководителей и так далее — от общественности утаили. Мол, за слишком громкие заявления и под суд недолго загреметь. И вполне логично дать некоторым представителям Россельхознадзора правовую оценку. Нет, не за их проверки, поиски нарушений, даже просчеты и ошибки, а за слишком частые и не всегда обоснованные заявления в адрес белорусских компаний. Нынче убытки-то может принести не только физическое уничтожение продукции или активов. Слово тоже может дорого обходиться. Особенно когда оно исходит из уст официальных лиц. 

Цитируем одно из заявлений пресс-секретаря Россельхознадзора Юлии Мелано: мол, Россельхознадзор не исключает, что в ближайшее время могут быть введены ограничения не только по говядине, но и по другим видам животноводческой продукции. Правда, она добавила: запреты будут не глобальными, а решения будут приниматься только по отдельным предприятиям. Впрочем, от этого информационная позиция ведомства не становится менее деструктивной по отношению к нашим сельхозпроизводителям. 

Конечно, обыватель лишь пожмет плечами: ну, сказала и сказала. Но, повторюсь, в современном мире за каждым словом могут скрываться большие убытки. Приведу пример из собственной практики. Некогда, еще в начале 2000-х, довелось писать судебный репортаж: на одном предприятии весьма успешно для собственного кармана использовали бартерные схемы обмена сырья на готовую продукцию. Менеджеров задержали, несколько месяцев длилось следствие, проводились разные экспертизы… Потом суд, апелляция подсудимых и, в конце концов, вступление решения Фемиды в законную силу. Короче, с начала истории года два прошло. После этого момента и вынес на страницы газеты все подробности криминально-экономической истории с фамилиями, должностями… Люди-то уже осуждены, корректность полностью соблюдена. 

А через несколько дней после выхода материала в свет пришлось выдержать очень неприятную беседу с действующим руководителем производства. Он пылал неистовым негодованием, обвинял в «заказухе» против его лично и компании вообще, грозил судом, как минимум гражданским… Оказалось, что некоторые читатели не совсем поняли, что описанная в газете история — достаточно далеких дней. Пришли к выводу: события свежие, и руководство завода только-только угодило за решетку. Поставщики сырья, дилеры стали перестраховываться, приостанавливать действие договоров… «Мы уже три дня только тем и занимаемся, что убеждаем контрагентов: на предприятии все в порядке», — кричал в телефонную  трубку руководитель. Правда, потом признал: публикация — чистая правда, все каноны этики были соблюдены. «Но можно было бы более четко обозначить, что все проблемы с законом были два года назад», — обиженно завершил диалог мой собеседник. 

Вот она, сила слова в экономике. И цена его может быть даже очень высокой. Слышали про такой термин — «вербальные инвестиции»? Да, совершенно необязательно предпринимать какие-то действия. Иногда достаточно просто заявить о намерениях. И ситуация на рынках может существенно поменяться. Главное, чтобы к спикеру было доверие. Нет, не в общем и целом, а в его планах на будущее. 

Увы, в предвзятом отношении Россельхознадзора к нашим производителям сомневаться не приходится. Слишком уж они активны. А посему все их заявления о намерениях… Да все же элементарно просто: заставляют нервничать покупателей белорусской продукции. К тому же любые сбои в поставках чреваты и прямыми издержками. 

За последние десять лет буквально все эксперты твердили на разные лады: чтобы занять на рынке устойчивую позицию, продавать много и по хорошей цене, необходимо четко выполнять обязательства, которые скрупулезно прописываются крупными контрагентами в графиках поставок. Иначе контрагент без зазрения совести включает на полную катушку штрафные санкции. А их грабительская сущность на российском рынке ни для кого не является большим секретом. Если брать крупные торговые сети, то за срыв поставок можно не только не получить денег за ранее отгруженную продукцию, но еще и должным ретейлеру остаться. В опте вроде бы взаимоотношения не столь суровы, но тоже особой мягкостью не отличаются. 

Весьма надуманные и далеко не всегда справедливые санкции в отношении наших предприятий ломают всю их договорную систему. Нет, конечно, потом можно все факты перепроверить, даже извиниться, но кто платит за такой банкет? Контролеры? Кроме того, прессинг значительно бьет по имиджу предприятий. А надежность — один из активов, который позволяет просить более высокую цену на рынке. Ну а превентивные заявления о возможных ограничениях вообще ни в какие ворота не лезут по своему цинизму. Тут уже пора бы не только белорусским юристам задуматься, но и российской Федеральной антимонопольной службе проанализировать совершенно нездоровую ситуацию. В конце концов, налицо недобросовестная конкуренция. А она чревата ростом цен на продовольствие. И для россиян эта позиция на фоне падающих доходов очень даже принципиальная. Недаром же многие потребители в соседней стране стали экономить на продуктах питания. И существенно ужимаются. А различные допущения, предположения, планирования ограничений только раскручивают продовольственную инфляцию. 

Словом, молочно-мясные взаимоотношения совершенно теряют логику. Единственное, если не предположить: через активную пиаровскую деятельность Россельхознадзора проводится вполне сознательная попытка снизить потенциал белорусских производителей. Зачем? Кто бенефициар этих, мягко говоря, недопониманий на ровном месте? Пожалуй, это самый интересный вопрос. И если политика в данном случае ни при чем, то налицо коммерческий заговор. Поэтому кому надо больше наводить порядок — Беларуси или России?.. По-моему, ответ почти очевиден. 

volchkovvv@mail.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter