Валерий Садохо: нельзя монетизировать имидж страны

Имидж имеет значение

Почему экспортерам нужна национальная витрина

Наша страна активно готовится к Всемирной выставке “ЭКСПО-2020”, которая будет проходить с октября 2020 по апрель 2021 года в Дубае. Что означает для нас такое участие, каковы белорусский экспортный потенциал и роль наших дипломатов в его расширении, — об этом наш разговор с директором Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен, Послом Республики Беларусь Валерием Садохо.

— Валерий Евгеньевич, внимание государства к вопросам наращивания экспорта понятно и вполне логично. Как и то, что плечо нашим производителям подставляют дипломаты. А какова роль возглавляемого вами центра?


— В 2016 году по решению министра иностранных дел Владимира Макея работа нашего центра была переформатирована с учетом необходимости информационной поддержки экспорта. Нами создано управление международного сотрудничества, с 1 января 2017 года запущен новый портал Export.by — витрина белорусских товаров в интернете, позволяющая в любом государстве увидеть весь наш товарный ассортимент. Уже сегодня на этом портале 5 тысяч предприятий и 15 тысяч наименований товаров. На этом же портале — созданные при содействии наших посольств страновые путеводители. Экспортеру достаточно нажать кнопку — и он видит полную информацию о рынке той или иной страны, ее тарифной специфике, правилах оформления необходимых документов для экспортеров и много иных полезных сведений. Серьезно мы относимся и к выставочной деятельности, формированию имиджа нашей страны за рубежом. В прошлом году было проведено пять выставок, в том числе три Национальные экспозиции Республики Беларусь — две в России и одна в Мозамбике. В 2018-м мы проведем уже восемь мероприятий: коллективные стенды белорусских предприятий будут представлены на выставках в Польше, Кыргызстане, Казахстане, Латвии, национальные экспозиции — на выставках в Марокко, США, Китае, России. Готовимся к Всемирной выставке “Экспо-2020” в Дубае — именно наш центр определен Правительством в качестве оператора национальной экспозиции, концепция  которой будет представлять собой “три и”: инновации, инвестиции, индивидуум.

— Участие в подобных мероприятиях обходится недешево. Они окупают себя?

— Нельзя монетизировать имидж страны, переводить его в валютную и прочие составляющие. Имидж — нечто более дорогое. Скажем, на проходившей в Астане выставке “ЭКСПО-2017” побывало 23 миллиона посетителей. В Дубае организаторы ожидают увидеть 25—30 миллионов. А футбольный чемпионат мира, например, посещают 3 миллиона... Кроме того, наш центр — оператор 1-й Международной выставки импортных товаров и услуг, которая будет проходить в ноябре в Шанхае. Это крупнейшая выставка, на которой будут присутствовать импортеры со всех китайских провинций. Мы весьма рассчитываем и на это мероприятие, и на китайский рынок в целом.

— Наш интерес к огромному Китаю понятен. Но вы за свою  чрезвычайно насыщенную дипломатическую карьеру работали во многих странах. Были послом во Вьетнаме, а также в Таиланде, Лаосе, Камбодже и Мьянме по совместительству. Чем интересна Беларусь там?

— Вьетнам подписал соглашение о свободной торговле с ЕАЭС, что улучшило конкурентные преимущества белорусской продукции на местном рынке. Многие наши предприятия — МТЗ, МАЗ, БелАЗ — ведут себя здесь более основательно: организуют сборочные производства, новые рабочие места и поэтому создаются условия для многолетнего сотрудничества.  Не стоит забывать и то, что наша техника, произведенная во Вьетнаме, может беспошлинно поставляться во все страны АСЕАН. Это уникальные возможности — и о них стоит думать всем нашим предприятиям. Кроме того, Вьетнам импортирует 80 процентов необходимой ему молочной продукции. Беларусь ее крупнейший поставщик. Если раньше пошлина на нашу молочку составляла 15 процентов, то ныне — 2—3. В то же время литр молока во Вьетнаме стоит почти вдвое дороже, чем в нашей стране. А килограмм сыра в торговой сети — до 25 долларов.



— А что с другой частью планеты? В конце прошлого года Президент анонсировал ряд визитов в страны американского континента: нас приглашают как минимум пять государств. 

— В Южной Америке есть МЕРКОСУР — общий рынок, объединяющий Аргентину, Бразилию, Уругвай, Парагвай и другие страны. И раз мы в ту же Бразилию поставляем немало калийных удобрений для повышения урожайности в сельском хозяйстве, то почему бы не наладить там производство нашей сельхозтехники? Хотя мировой интерес к нашей продукции бывает самым неожиданным. Недавно наш посол в Австралии поставил вопрос: почему на Export.by не представлена белорусская детская обувь? Оказалось, в Австралии, где немало китайской детской обуви, узнали про высокое качество нашей. И начал расти интерес к ней.

— Тема недостаточной компетентности работников отделов маркетинга не раз поднималась “Народной газетой” в прошлые годы. Ситуация меняется к лучшему?

— У нас создан Образовательный центр, реализующий образовательные  программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов в области внешнеэкономической деятельности и закупок. Кроме того, мы проводили мониторинг работы внешнеторговых служб наших предприятий, в ходе которого получили информацию о том, что знаний иностранных языков руководителями и специалистами таких служб, как правило, недостаточно. Радует то, что сегодня все больше молодых специалистов владеют иностранными языками, быть непреодолимым препятствием языковой фактор перестал. А вот непонимание того, что на дворе XXI век, осталось. И что электронная торговля стала обыденностью. Откройте, например, сайт по продаже иномарок в Минске — там будут все модификации и цены на них. Многие же белорусские предприятия до сих пор уверены: раз у них есть свой сайт, “национальная витрина” им не нужна. Но не будет сегодня покупатель искать информацию на корпоративных сайтах, когда есть сводные порталы! Я как-то обратил внимание на выставке в Мьянме, что шведский аналог нашего МАЗа продается в 1,8 раза дороже, чем наш грузовой автомобиль. О такой разнице должны знать все и в любой точке земного шара!

— Надо полагать, что и на вступивший в силу на этой неделе Декрет “О развитии цифровой экономики” у вас особые виды?

— Разумеется. Во-первых, наш центр является оператором официального сайта для размещения информации о госзакупках (icetrade.by) и электронной торговой площадки (goszakupki.by), 80 процентов от количества электронных процедур закупок, проводимых у нас, размещается именно на ней. Мы выдаем электронную цифровую подпись как для белорусских, так и для иностранных торговых компаний для участия в процедурах закупок в Республике Беларусь. Кроме того, ЭЦП, изданные удостоверяющим центром нашей организации, принимаются на шести Федеральных электронных торговых площадках, отобранных Правительством Российской Федерации для проведения государственных закупок. Во-вторых, мы собираемся в перспективе превратить Export.by в полноценную электронную торговую платформу, аналогичную китайской Alibaba или американской Amazon. Такому развитию будут способствовать собственный штат ИТ-специалистов и наше сотрудничество с компаниями, входящими в Парк высоких технологий. Ведь экспорт — это не абстрактные цифры отчетов. Это развитие всей страны, рост благосостояния каждого из нас. 

osipov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter