«Имею зуб на своего стоматолога…»

За  восемь  месяцев  2007  года  в  центральный  аппарат  Министерства  здравоохранения  Беларуси  поступило  4219  письменных  обращений  граждан

За  восемь  месяцев  2007  года  в  центральный  аппарат  Министерства  здравоохранения  Беларуси  поступило  4219  письменных  обращений  граждан 

Медуслуги занимают особое место в сфере потребительского обращения. И это понятно, ведь от людей в белых халатах зависят наши жизнь и здоровье. Сегодня на вопросы читателей «Р» отвечают специалисты Министерства здравоохранения Республики Беларусь: начальник управления медстатистики, информационных технологий и делопроизводства Борис АНДРОСЮК, начальник управления фармацевтической инспекции и организации лекарственного лечения Людмила РЕУТСКАЯ, заместитель начальника управления организации медпомощи Татьяна МИГАЛЬ и начальник отдела предпринимательской деятельности, ценообразования и управления госимуществом Петр ТИХОНЧУК. 

— Есть ли в Минздраве служба или отдел, кроме «горячей линии», которые занимаются анализом поступающих обращений граждан-потребителей? 

Кира Усова, г. Минск 

— Этим занимается сектор по работе и контролю за исполнением служебных документов и обращениям граждан, а также профильные структурные подразделения и организации здравоохранения республиканского подчинения. Например, РУП «Центр экспертиз и испытаний в здравоохранении» или ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья». 

— Как можно классифицировать жалобы, стало ли их меньше в последнее время? 

Антон Дьяков, г. Осиповичи 

— За восемь месяцев 2007 года в центральный аппарат Министерства здравоохранения поступило 4219 письменных обращений, что на 151 меньше, чем за тот же период 2006 года. Особенно снизилось число обращений из Гомельской области, откуда в 2007 году зарегистрировано 492 письма, в 2006 году их было 660. Как и в предыдущие годы, наибольшее количество обращений направлено жителями Минска — 1616, что составляет 38,3 процента от общего объема. 

— Как отреагировало министерство на последнюю проверку Генеральной прокуратуры? 

Василий Немьянов, Гродненская область 

— Проведено совещание с руководителями Комитета по здравоохранению Мингорисполкома и организаций здравоохранения, подчиненных нашему ведомству и комитету. Должностные лица, допустившие нарушения законодательства об обращениях граждан, по оказанию платных медицинских услуг, а также по оказанию помощи льготным категориям граждан, привлечены к дисциплинарной ответственности. Так, наказаны главврачи 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 10-й городских клинических больниц Минска, главврач детской инфекционной клинической больницы Минска, заместитель главврача по медицинской экспертизе и реабилитации Речицкой ЦРБ, врачи Дятловской и Крупской ЦРБ. Кроме этого, разработан план мероприятий по исправлению и недопущению в будущем выявленных недостатков. 

— Надежно ли защищен покупатель от подделок лекарств? Какая существует система контроля? 

Иван Сухонь, г. Ошмяны 

— С 3 февраля 2007 года вступил в силу Закон Республики Беларусь «О лекарственных средствах». Изложенные в нем принципы и этапы построения в нашей стране системы обеспечения качества, эффективности и безопасности лекарственных средств предоставляют органам здравоохранения достаточные полномочия для эффективного контроля за всеми участниками фармацевтического рынка. Это  действительно серьезное препятствие на пути распространения фальсификатов лекарственных средств. К примеру, если с 2001-го по 2004 год подделки выявлялись, изымались из оборота и уничтожались, то с 2004 года на нашей территории они не были выявлены. 

— Как врач может быть наказан за свою ошибку? Например, в случае смерти пациента по халатности? 

Рита Моркина, Минская область 

— Как правило, обращения, где содержатся факты, когда имеющиеся недостатки в оказании медпомощи привели к смертельному исходу, рассматриваются комиссионно. В среднем в соответствии с приказами министерства ежемесячно создается более 10 комиссий. Ежегодно в составе комиссий принимают участие не менее 360 специалистов самой высокой квалификации (профессора, доценты, главные специалисты министерства). За истекший период 2007 года, например, по результатам комиссионных рассмотрений в 6 случаях материалы переданы в прокуратуру для дачи правовой оценки, 15 человек освобождены от занимаемых должностей, на 180 медицинских работников наложены дисциплинарные взыскания. 

— Сколько в медучреждении должно быть платных и бесплатных услуг? 

Роман Осокий, г. Витебск 

— В первую очередь граждане Республики Беларусь имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственных лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, финансируемых за счет средств бюджета. А уже во вторую — организации здравоохранения могут оказывать и платные услуги. Виды услуг, предоставляемые платно в государственных  организациях, определяются Перечнем, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 556 от 25 апреля  2003 года. Это, например, косметологические услуги, пластическая хирургия, консультативная, диагностическая и методологическая помощь, оказываемая по договорам организаций, независимо от форм собственности, стоматологическая помощь и другие. Тарифы на платные услуги регулируются Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством экономики. 

— Как врачу защититься от зарвавшегося клиента-экстремиста? 

С.Б., Гомельская область 

— Действующее законодательство не дает дополнительных правовых гарантий по обеспечению безопасности врача, помогающего пациенту. Защиту он может получить лишь при обращении в судебные инстанции на тех же правах, что и любой гражданин республики. 

Справка «Р» 

Как сообщила зампредседателя Белорусского общества защиты потребителей Тамара Бельская, жалобы на медицинские услуги, в большинстве своем оказываемые частными медучреждениями, в последнее время стабильно занимают до двух процентов в общем объеме претензий граждан. «Лидирует» в этом списке, к сожалению, стоматология. Правда, меньше стало обращений вообще по стране и в БОЗП в частности на пластическую хирургию. По мнению Тамары Валерьевны, снизилось количество таких операций. 

Еще был случай 

Иногородняя женщина специально приехала в Минск сделать протезирование. Но прекрасной голливудской улыбки, на которую она рассчитывала, не получилось из-за непрофессионализма врачей коммерческой клиники. Затраты за такое «лечение» — 400 у.е. — с помощью юристов БОЗП удалось пациентке вернуть. Сейчас специалисты этого общественного объединения готовят судебный иск на взыскание с бракоделов дополнительной суммы на дальнейшее протезирование, но уже в другом медучреждении.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter