Именем героя

В небольшом белорусском городке Быхов, что в Могилевской области, есть улица Федора Ровчакова...

В небольшом белорусском городке Быхов, что в Могилевской области, есть улица Федора Ровчакова. Интересно, а знают ли жители этой тихой улочки, кто такой Федор Федорович Ровчаков и почему она названа в его честь?


Если честно, то до прошлого года я и сам ничего не слышал о Герое Советского Союза Федоре Ровчакове. А как узнал? Да очень просто. Разговаривал как-то со своим соседом, полковником в отставке Николаем Васильевичем Дубровским, о боевых наградах, о том, за что и как давали на войне ордена и медали. В разговоре всплыла и фамилия его однополчанина. Слово за слово - и я заинтересовался судьбой лейтенанта Ровчакова. Начал расспрашивать соседа. Он стал искать в своем архиве записи и фотографии. Потом мы звонили в музей истории Великой Отечественной войны. Там нашлась одна-единственная мутная карточка героя. А Николай Васильевич отыскал дома маленький снимок, на котором он, раненный в ногу, стоит, опираясь на палку. Ранение он получил в том же бою, что и командир роты Федор Ровчаков...


Еще до войны


Оказалось, что Ровчаков - белорус. Родился 27 сентября 1910 года в деревне Кузьковичи Быховского района Могилевской области, в крестьянской семье. В 1928 году призвали в армию. Служил пулеметчиком в одном из укрепрайонов Ленинградского военного округа вблизи границы с Финляндией. Для маневрирования пулеметами тогда использовались тачанки, а в тачанки, как известно, запрягали лошадей. И в конце срочной службы по совету друзей Федор Федорович поступил в военную ветеринарную школу в Ленинграде. Через два года в звании ветфельдшера был направлен в кавалерийскую дивизию.


30 ноября 1939 началась "зимняя война" с Финляндией. Боевые действия между Ладожским и Онежским озерами развивались крайне неудачно. В декабре в районе населенного пункта Ламетти финские войска окружили части двух стрелковых дивизий и танковой бригады. Все попытки прорвать окружение окончились неудачей. Финны укрепились в районе Ниемеля на высотах, которые упорно пытались взять кавалеристы 25-й мотокавалерийской дивизии, где служил Ровчаков. Только 9 марта 1940 года удалось овладеть ими, но к тому времени подавляющая часть окруженных в Ламетти погибла. А через 4 дня окончилась и вся "зимняя война". В следующем году началась Великая Отечественная...


От Ленинграда до Витебска


Уже 2 июля 1941 года финские войска нанесли удар по кратчайшему направлению к Ладожскому озеру. Военфельдшер Ровчаков, в это время занимавшийся своей работой в районе Ламетти, оказался по другую сторону прорыва и был оторван от своей дивизии. 5 сентября в бою на дороге Видлица - Олонец Федор Федорович получил тяжелое ранение, был вынесен на берег Ладожского озера и вместе с другими ранеными эвакуирован в один из госпиталей Ленинграда. А в городе уже начиналась блокада...


Выйдя в ноябре из госпиталя, Ровчаков попал в стрелковую дивизию. Получил звание сержанта и назначение командиром отделения пулеметчиков. Они держали оборону на южном берегу Невы, там, где в нее впадала речка Тосна. Всю зиму и весну 1942 года подразделения 55-й армии пытались перейти в наступление навстречу войскам 2-й ударной армии Волховского фронта. Пулеметчики Ровчакова ходили в атаку, но прорвать кольцо врага так и не удалось. В июне 1942 года 2-я ударная армия попала в окружение. В одном из боев сержант Ровчаков получил свое второе тяжелейшее ранение и самолетом был вывезен в госпиталь в Москву.


Потом было Московское пехотное училище. 274-я стрелковая дивизия на Западном фронте. Там Ровчаков получил должность заместителя командира стрелковой роты.


В августе 1943-го началось наступление. Рота Ровчакова в составе полка вышла на подступы к городу Ярцево. Здесь гитлеровцы создали сильную оборону, и нашим дивизиям пришлось на время приостановить свое движение на запад. Но 15 сентября наступление продолжилось. Прорвав оборону врага, бойцы 274-й стрелковой дивизии ворвались в Ярцево и завязали уличные бои. Лейтенант Ровчаков командовал большой штурмовой группой, которая в течение суток выбила противника из развалин литейно-механического завода.


За массовый героизм, проявленный при штурме города, 274-я стрелковая дивизия получила почетное наименование "Ярцевской", а лейтенант Ровчаков был награжден медалью "За отвагу".


Затем были бои за Смоленск. В октябре 1943 года дивизия вышла на территорию Лиозненского района Витебской области. Всю осень и зиму войска Западного и 1-го Прибалтийского фронтов предпринимали попытки наступления на Витебск, но город гитлеровцам удалось удержать.


Весной 44-го...


Весной 274-я стрелковая дивизия была выведена в резерв на пополнение. В мае Федору Ровчакову было присвоено звание старшего лейтенанта.


А 18 июля 1944 года началась Люблин-Брестская операция. 274-я дивизия наступала на самом левом фланге 1-го Белорусского фронта. 20 июля полк, в котором воевал Федор Федорович, перебрался через Западный Буг, 29 июля вышел к Висле, и практически немедленно комроты Ровчаков дал команду ее форсировать. Под ураганным огнем штурмовые группы на подручных средствах преодолели реку и в результате короткой атаки овладели небольшим плацдармом. Не давая опомниться врагу, Ровчаков с бойцами укрепились на завоеванном клочке земли и даже к вечеру расширили плацдарм. Хотя противник бросил против них и бронетехнику, и подразделения пехоты.


За героизм, проявленный при форсировании Вислы и завоевании плацдарма, старший лейтенант Ровчаков был представлен к званию Героя Советского Союза. "Но он об этом не знал. Несколько раз поднимал в атаку своих бойцов. Ровчакову даже пришлось заменить убитого пулеметчика. Один из танков "проутюжил" окопчик командира роты... Вообще тот бой был жутким. Мне фашистская самоходка наехала на ногу. И все-таки удалось "отсечь" вражескую пехоту от бронетехники. Плацдарм удержали. Вечером раненых переправили на другой берег. Федора Ровчакова увезли в госпиталь, а меня - в санитарную роту. Вот потому я на фотокарточке с палкой стою..." - рассказал свидетель и участник тех боев Николай Васильевич Дубровский.


Весь август на Пулавском плацдарме гремели бои. 25 сентября 1944 года неожиданной ночной атакой бойцы во главе с комроты овладели высотой 202,7, а потом в течение двух суток отбивали контратаки и не только удержали высоту, но и уничтожили более сотни гитлеровцев. Ровчаков был снова ранен, но отправили его в армейский госпиталь только после того, как стрелковый батальон подоспел на помощь. За этот бой старший лейтенант Ровчаков был награжден орденом Красной Звезды. Но награда нашла его только в 1950 году вместе с медалью "За оборону Ленинграда"...


После госпиталя Ровчаков в родную Ярцевскую дивизию не попал. Воевал в прежней должности. 16 января 1945 года участвовал в освобождении польского города Радом. А к концу января рота Ровчакова вышла к Одеру. Стремительно преодолели его по еще не раскрошенному артиллерией льду, овладели плацдармом на западном берегу и начали отражать многочисленные контратаки. 4 февраля гитлеровцы навалились особенно яростно. Федор Ровчаков поднял своих бойцов в рукопашную и в тот момент был прошит автоматной очередью...


Больше воевать не пришлось. Он ведь чудом остался жив после того ранения. Пять пуль извлекли врачи, а шестая так и осталась под сердцем. В львовском госпитале Ровчаков пролежал до октября 1945 года, а потом был демобилизован.


В 1946-м Федор Федорович приехал в Ленинград. Больше года залечивал раны, перебивался случайными заработками. Затем его приняли на работу в 30-е отделение милиции на Васильевском острове. Работал в канцелярии, оперативным дежурным. Женился на девушке из села Бутково Лужского района, родился сын. Но в апреле 1952 года шестая пуля, застрявшая под сердцем, дала о себе знать...


* * *


Кто такие Асаналиев, Басенков, Рафиев? Может, стоит в школах провести специальные уроки, рассказать детям о тех, чьи имена носят наши улицы?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter