Камеры фотофиксации: им видно все, ты так и знай

Им видно всё, ты так и знай

Камеры фотофиксации: хорошо, но мало
Белорусские водители уже три года видят на дорогах знак «Фотоконтроль». Некоторые из них не раз получили по почте копию постановления о наложении административного взыскания за превышение скорости. «Опытные» нарушители сразу узнают нестандартный конверт, развернув который, обнаружат фото своей машины, ее номерной знак крупным планом, сумму штрафа и соответствующие реквизиты. Едва ли кто–то объяснит, почему именно к этим посланиям прочно приклеился термин «письмо счастья», прежде имевший иной смысл. Возможно, это проявление благодарной народной мудрости. В конце концов, исключительно ради блага людей и их безопасности система фотофиксации и появилась в нашей стране. Кто–то, получив письмо раз, другой, на третий призадумается, притормозит и... возможно, сохранит чью–то жизнь. Разве не счастье?



Но шутки в сторону: проблема общемировая. Совсем недавно, 10 мая, завершилась 3–я Глобальная неделя безопасности дорожного движения, объявленная резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. И хотя в этот раз ее главной темой была безопасность детей на дороге, одно другому не противоречит: каждое шестое ДТП со смертельным исходом происходит из–за нарушений скоростного режима.

В Беларуси актуальность проблемы имеет свою специфику. Этот феномен достоин отдельного изучения: наши сограждане пересаживаются за руль едва ли не стремительнее, чем в какой–либо другой стране на планете. Четверть века назад, когда Европа уже была на колесах, у нас машину имели редкие счастливчики. Еще недавно, казалось бы, пришлось приводить статистику: в Минске насчитывается 406 автомобилей на тысячу жителей. Уже тогда это было больше, чем в Москве (столице — рекордсмене по числу пробок), Нью–Йорке и большинстве европейских городов. И вот ГАИ сообщает, что в Минске уже почти миллион транспортных средств на 1,9 млн. жителей. Одна машина на двоих! В той же Москве — 4 млн. на 12 млн. горожан.



А вот сравнения, которые вытекают из ускоренной моторизации и которые не радуют. Всемирная организация здравоохранения ведет статистику смертности на дорогах. По данным ВОЗ, число умерших в результате ДТП в расчете на 100 тысяч человек населения колеблется от 2,8 в Исландии до 21,9 в Казахстане. Среднее значение — 8,7. В Беларуси — 14. Есть и другие показатели, которые приводил, например, начальник Госавтоинспекции Юрий Литвин. Число погибших в пересчете на миллион жителей в Швейцарии составляет 35 человек, в Чехии — 63, в Беларуси — 90! Увы, наша страна входит в десятку самых проблемных в Европе.

Иначе говоря, принимать нужные меры — правовые, инженерные, градостроительные, воспитательные — нам приходится тоже быстро, учитывая самый передовой опыт. Государственная политика в этой сфере базируется на Концепции обеспечения безопасности дорожного движения, принятой Советом Министров в 2006 году. Одна из конкретных задач, которая ею провозглашалась: к 2015 году на 500 человек сократить число погибших в ДТП по сравнению с 2005–м. Внушает оптимизм, что программа реализуется с опережением: число погибших сократилось более чем вдвое, с 1.673 до 757. Явный успех: такие показатели характерны для 1960–х годов, когда автомобилей в личном пользовании было очень мало.



В логику концепции вписывается и система контроля скорости с помощью фотовидеофиксации. Она пришла к нам с Запада, где давно показала свою эффективность. Наглядную оценку ей в статье «На камеру неча пенять» («СБ», 7 июня 2014 года) дал старший инспектор по особым поручениям ГАИ Дмитрий Шабан. Камеры гораздо «производительнее» инспектора и гарантируют неотвратимость наказания. Пока инспектор оформляет протокол, что занимает минут 15 — 20, может не заметить еще десяток нарушителей. Камера заметит всех!

Антикоррупционный фактор тоже значит немало: камеру невозможно «уговорить». В каком бы регионе страны ни были сделаны снимки, они в автоматическом режиме поступают в отдел процессинга СЗАО «Безопасные дороги Беларуси». Офис учреждения расположен в новом здании на территории бывшего станкостроительного завода в Минске. Здесь операторы сначала анализируют на мониторах снимки, поступившие с датчиков контроля скорости, идентифицируют автомобиль–нарушитель и его номерной знак.



Здесь два уровня контроля. Прежде чем файл поступит в ГАИ (его подразделение работает здесь же, в отдельном помещении), информацию проверит другая служба СЗАО. Затем уже готовое «письмо счастья» (с фотографией машины–нарушителя, суммой штрафа) будет конвертовано специальным автоматом. Он же нанесет на конверт штрихкод, который попадет в базу данных «Белпочты»: письмо гарантированно не затеряется. На сайте МВД водитель может сверить место и время своего нарушения.

Словом, в СЗАО не назначают штрафы. И место для установки камер, стационарных или мобильных, не выбирают: его указывают специалисты ГАИ по согласованию с руководством облисполкомов. Создание СЗАО «Безопасные дороги Беларуси» предопределил инвестиционный договор, заключенный в 2012 году с австрийским инвестором и ставший одним из примеров успешного государственно–частного партнерства. Сейчас на дорогах страны работают 179 стационарных камер и 21 мобильная. В 2015 году появятся еще 70. После окончания действия инвестиционного договора вся система переходит в распоряжение государства.

Техника недешевая. Но, как заверяет заместитель директора по организационной, правовой и инвестиционной деятельности СЗАО Алексей Авдонин, «самая совершенная из того, что имеется на сегодня в мире». Чтобы выбрать, например, оптимальные по характеристикам, наиболее подходящие для нашего климата камеры, были взяты на тестирование несколько моделей у разных производителей, от Скандинавии до Австралии. Они были установлены над Партизанским проспектом в Минске и серьезно тестировались в течение года. Лучшие закупались у производителя без посредников.

Подобные системы, как мне рассказали, работают и у соседей. В Украине, к примеру, система фотофиксации создается на бюджетные средства. Говорят, дает сбои. В том смысле, что недостаточное совершенство техники позволяет немало «писем счастья» оспаривать в судах. В России нет, как у нас, единой интегрированной системы. Там существуют региональные, которые создаются на концессионной основе. То есть эти системы отданы в ведение частного бизнеса и существенно различаются стоимостью и техническим совершенством.

Белорусская система фотофиксации, основанная на принципах европейских аналогов, в своем развитии их отчасти даже опережает. У нас впервые появились так называемые ПКО — пункты контроля оплаты. В чем их смысл. К примеру, среди нарушителей скоростного режима на магистрали М1 до 60 процентов составляют водители–нерезиденты. Проще говоря, иностранцы, транзитные водители, которых практически невозможно привлечь к ответственности. Нарушил, попал в объектив, пересек границу и... растворился на просторах соседней страны. «Письмо счастья» или некому отправить, или невозможно взыскать деньги. Так у нас, так в Польше или Германии — везде. Если, конечно, нарушителя уличила не дорожная полиция.

Принцип работы ПКО прост и эффективен. Система датчиков и камер сканирует поток, автоматически выявляет нарушителей скоростного режима и передает информацию инспекторам ГАИ, которые расположились чуть дальше по магистрали. Они остановят нарушителя, выпишут штраф, который на месте можно и оплатить. Технология уже отработана на временных ПКО, оборудованных в передвижных вагончиках. Но на магистрали М1 уже выстроены три постоянных пункта: в Витебской области, около границы с Россией; в Минской, возле Колосово, и Федьковичах под Брестом... 

В ГАИ предпочли не называть количество отправленных за 3 года «писем счастья» и сумму выплаченных штрафов. Но количество нарушений существенно снизилось. К примеру, один датчик на Минской кольцевой в первые месяцы фиксировал до 100 нарушений в день. Сейчас — максимум 10.

Старший инспектор по особым поручениям УГАИ МВД Анна Банадык назвала мне некоторые случаи наиболее экстремального нарушения скоростного режима. Недавно на магистрали М1 «Мерседес» с российскими номерами, едва пересекший границу, разогнался до скорости 232 км/час на участке с ограничением до 60. И тоже в мае на дороге Минск — Могилев уже наш земляк на автомобиле «Порше–Кайман» выжал 262!

Специалисты ГАИ считают, что практика применения периферийных устройств Единой системы фотофиксации нарушений скоростного режима положительно сказывается на безопасности дорожного движения, стимулирует укрепление транспортной дисциплины. Хотя отразить снижение аварийности в цифрах затруднительно. В ГАИ систему считают важным, но лишь одним из средств обеспечения безопасности дорожного движения. Необходим комплекс мер: и повседневный контроль за соблюдением правил, и разъяснительная работа, и координация действий владельцев дорог с местными органами власти.

Рискну от себя добавить одно соображение. Сказав «А», следует сказать и «Б». Камеры скорости — дело хорошее, но этого мало. Сознавая свои достижения, мы должны видеть и другое: где явно, позорно отстаем. Поясню. В выходные съездил в Москву за рулем. До нужного адреса довел навигатор. Но я и без него ехал уверенно, так как все варианты подъезда и дорожную обстановку видел... в интернете, по веб–камерам. Их множество в Москве: на Минском шоссе, Можайском, на Кутузовском проспекте, Маршала Жукова, 3–м кольце...

Увлекшись зрелищем, вошел во вкус и в течение получаса в режиме онлайн наблюдал трафик и городские ландшафты Кракова и Сакраменто, Нью–Йорка и Таллина, Риги и Санкт–Петербурга. Качество картинки даже в провинциальных городах России — телевизионное, цифровое. А что же у нас? У нас, оказывается, вообще нет таких камер!

Интернет сообщает: есть камера возле Национальной библиотеки. Но вместо динамичной цветной картинки — «черный квадрат» Малевича. Еще одна имеется якобы на здании районной администрации, но... «не работает». Камера на центральной площади Бобруйска показывает... заснеженную новогоднюю елку двухгодичной давности.

И это в Беларуси, стране, которая считается передовой в IT–технологиях! Даже не о том речь, что подобные камеры, будучи установлены на проблемных перекрестках и улицах, позволяют фиксировать ДТП и выявлять виновников. Мы ведь и в имиджевом смысле проигрываем! Минску и другим городам Беларуси тоже нужны такие камеры!

Член наблюдательного совета СЗАО Дмитрий Черноус мнение поддержал. Он тоже желал бы, чтобы веб–камеры показывали потенциальным туристам всего мира, например, Мирский и Несвижский замки, самые живописные уголки наших городов.

...Хорошо представляю вид с камеры, установленной, например, на крыше Минского музыкального колледжа: Ратуша, Верхний город, гостиница «Европа»... Или — на здании «Белпромпроекта»: кафедральный собор, Троицкое предместье, перспективы проспекта Победителей и Немиги... Неужели нам нечего показать? Или нам самим это не надо?

В будущем, говорят в СЗАО «Безопасные дороги Беларуси», они могут стать центром фиксации разного рода нарушений ПДД. Ведь ничего не стоит, например, выявлять  машины, которые не прошли техосмотр.  Или — использовать данные страховщиков для розыска угнанных транспортных средств.

ponomarev@sb.by

Советская Белоруссия № 97 (24727). Вторник, 26 мая 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter