«СОЮЗ» провел день с самыми скоростными автоинспекторами Подмосковья

Им в шлеме видно все

Третьего мая в Москве и Подмосковье официально стартует мотосезон. Но двухколесная публика уже выкатила на дороги. А это значит, что у водителей обычных авто проблем прибавится, ведь мотоциклисты имеют обыкновение всегда появляться неожиданно, а скутеристы «шныряют по рядам», как будто они одни на трассах.

Обозреватель «СОЮЗа» с удовольствием примерил шлем полицейского из мотобатальона 

Прибавится забот и у сотрудников ДПС, так как на дороги не всегда выезжают опытные мотоциклисты. А это вкупе с жаждой скорости приводит порой к печальным последствиям. В прошлом году, например, на подмосковных трассах произошло более 560 аварий с мотоциклами, погибли 78 человек, 585 мотоциклистов получили травмы. В большинстве случаев причиной аварий становятся низкая водительская культура и грубые нарушения ПДД. Для работы с такими участниками движения и были созданы мотоподразделения. Так, в Подмосковье этим занимается отдельный специализированный батальон ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Московской области, который базируется в подмосковном городе Видное.

При каждом подразделении ГИБДД Московской области есть свои мотоциклисты. Но отдельный батальон в сезон занимается только мотоциклистами, его сотрудники несут службу только на мотоциклах. При этом батальон не имеет территориальной привязки, он обслуживает всю область.

— Наша задача — профилактика аварийности с мототранспортом, — рассказывает командир батальона Сергей Чарыков. — На машинах с мотоциклистами не очень удобно работать. Мы оснащены мощными мотоциклами, наши сотрудники проходят специальную подготовку, многие из них — спортсмены.

Действительно, на четырехколесной технике с мотоциклистами не потягаешься. Мотоцикл быстрее набирает скорость, не застрянет в пробке, а некоторые лихие нарушители могут и по лесной тропинке ускользнуть... Поэтому работать с таким контингентом необходимо на равных. То есть на такой же технике.

— У нас в подразделении 15 мотоциклов, — говорит Сергей Чарыков. — BMW RT, к этому сезону пришли новые BMW F800GT. Мотоциклы и сотрудники оснащены всем необходимым, так же как и автопатруль.

Комбат Сергей Чарыков набирает в свой особый батальон только самых лучших

Это радиосвязь, спецсигналы, алкотестеры, табельное оружие. Единственное отличие от мотопатруля — мотоциклетная защита и шлем.

О своей, не побоюсь этого слова, героической работе полицейские рассказывают неохотно. Но вот в беседе проскальзывает, что за прошлый мотосезон командир взвода ОСБ Алексей Гуров намотал 60 тысяч километров!

Как строится работа мотобатальона? В район, где необходима его помощь, срочно выезжают сотрудники и в местном ГИБДД получают задания. В них обозначены точки скопления мототранспорта и места, где наблюдается хаотичная езда мотоциклистов.

— В последнее время мотоциклисты в большинстве своем стали более адекватными, — отмечает Алексей Гуров. — Ездят в защитной экипировке и шлемах, по первому требованию нашего сотрудника останавливаются...

— У нас с мотоклубами нормальные отношения, — поддерживает своего коллегу командир. — Обсуждаем с ними технические особенности мотоциклов, проекты законов. Мотоклубы, в свою очередь, помогают нам проводить работу с «несознательными» мотоциклистами. Подсказывают, на что в первую очередь обратить внимание. Стоит подчеркнуть: очень редко кто из членов мотоклубов совершает нарушения на дороге.

И все же нарушителей немало. Вот только один случай. Правда, этот персонаж к мотоклубам не имел никакого отношения. В Пушкинском районе Московской области наши сотрудники задержали водителя скутера в нетрезвом виде. Он был уверен, что скутер — это не мотоцикл, а стало быть, ездить на нем можно в любом состоянии. Суд лишил лихача прав на полтора года и наложил штраф 30 тысяч рублей. Сезон еще не закончился, а он снова попался на скутере в нетрезвом виде. На этот раз суд лишил нарушителя свободы на три года и один месяц.

А еще порой приходится гоняться за... угонщиками мотоциклов. Как только начинается летний сезон, как только дачники открывают свои гаражи и обнаруживают вместо зимовавшего скутера пустое место, вот тут и начинают сыпаться заявления об угонах мототехники.

— Патрулировали в прошлом году Домодедовский район, — вспоминает Алексей Гуров. — Едет нам навстречу мотоциклист, решили остановить и проверить документы. А он только газу прибавил в ответ. Произошла небольшая погоня. При проверке было выявлено, что мотоцикл угнан в Орехово‑Борисово 23 мая, а задержали мы его 12 июля. Мотоцикл передали владельцу. Примерно такой же случай произошел в Озерах. Мотоциклист тоже не остановился по требованию. Пришлось догонять, в какой‑то момент нарушитель не справился с управлением и упал. Выяснилось, что мотоцикл угнан, а номер рамы наполовину спилен. Владельца нашли и вернули технику.

Погоня за мотоциклистом дело нешуточное. Ведь человек не отдает себе отчета в том, что создает на дороге опасность для других. Кроме того, у инспекторов задача задержать его так, чтобы ни он не покалечился, ни другим не навредил.

«Верхом» на мотоциклах и скутерах попадаются и дети. Приходится объяснять им простые, но важные вещи: что управлять мотоциклом можно только в экипировке и шлеме, необходимо пройти специальную подготовку, научиться управлять техникой, получить права. Езда разрешается только с 16 лет: для категории «М» — мопеды и «А1» — легкие мотоциклы. И только тогда выезжать на дороги. А еще знать, что инспектор вам не враг на дороге, а друг...

За прошлый мотосезон командир взвода ОСБ Алексей Гуров(слева) намотал 60 тысяч километров!

В ОСБ идут только те, кто любит мотоциклы и болеет за дело. Все сотрудники прекрасно разбираются в устройстве мотоцикла и могут сами, если что, его отремонтировать.

— Как‑то мы выезжали в Германию на слет полицейских, везли в прицепах четыре мотоцикла, — вспоминает Алексей Гуров. — Когда приехали, выяснилось, что один из мотоциклов не заводится. Пришлось самим его разбирать и собирать. И все это на глазах у немецких полицейских, которые сказали: «Мы не думали, что BMW можно вот так вот починить».

Пока сезон не начался, сотрудники повышают свою квалификацию, тренируются управлять мотоциклами в экстремальных условиях. Кстати, Алексей Гуров является инструктором категории «А». Именно он проводит контраварийную подготовку. Причем не только мотоциклистов ОСБ, но и сотрудников, которые работают на мотоциклах по всей Московской области.

КСТАТИ

Мотоциклы использовались в правоохранительных органах еще с советских времен. Это были Harley‑Davidson 1200 с коляской, после войны ему на смену пришла модель WLA 42 того же производителя. Использовался и отечественный армейский Урал М‑72, с середины 1960‑х годов замененный более легким и маневренным М‑62, который выпускался на Ирбитском заводе и больше подходил для милицейской работы. В конце 1960‑х годов для правоохранителей разработана небольшая серия мотоциклов Урал М‑100 с коляской и в одиночном исполнении. Это уже были настоящие милицейские байки со специальным оборудованием. Производство этого мотоцикла для милиции продолжалось с 1969 по 1994 год. Машины выпускались в сине‑желтом цвете и оборудовались сиреной, приспособлениями для установки приборов ГАИ, дугами безопасности, сигнальными фарами.

Владимир Баршев

А КАК В БЕЛАРУСИ?

О НЕОБХОДИМОСТИ более активно использовать в подразделениях МВД Беларуси маневренный и высокоскоростной двухколесный транспорт активно заговорили несколько лет назад: пресекать нарушения на дороге с плотным трафиком на обычных автомобилях становилось все проблематичнее. В 2017‑м в региональные подразделения Госавтоинспекции начали поступать мотоциклы BMW F800GS — точно такая же техника находится на вооружении в полиции ряда европейских стран.

Максимальная скорость байка — 185 км/ч, а до «сотни» он разгоняется за 4,6 секунды. Что и говорить, достойный ответ байкерам‑беспредельщикам. Мотопатрули сегодня есть в каждой из шести областей Беларуси, а также в столице — всего в ГАИ насчитывается около трех десятков единиц двухколесной техники. А вскоре, возможно, станет еще больше. Об этом говорил и руководитель белорусского МВД: практика патрулирования дорог на мотоциклах зарекомендовала себя хорошо, а эффект носит в первую очередь превентивный характер.

В мотоэкипажи отбирают только опытных водителей. По словам начальника отдела дорожно‑патрульной службы УГАИ МВД Беларуси Дениса Ставского, за руль мотоцикла допускают лишь тех, кто имеет водительские права соответствующей категории и обладает отменными навыками управления этим транспортным средством. Кроме того, необходимо пройти специальное обучение. Стражи дорог, кстати, действуют не только методом кнута. За последние годы Госавтоинспекция сумела наладить доверительные отношения с объединениями байкеров. Свидетельство тому — эффектные массовые церемонии открытия и закрытия мотосезона, на которые приезжают не только владельцы двухколесных машин из различных уголков Беларуси, но и гости из России и других стран. Украшение таких мероприятий — участие в них представителей специального подразделения ДПС «Стрела», которое, к слову, в конце февраля отметило свое 26‑летие. Оно выполняет задачи по сопровождению высших должностных лиц и эскортированию глав делегаций иностранных государств в соответствии с дипломатическим протоколом, а также контролирует работу подразделений ГАИ, помогает в обеспечении безопасности дорожного движения регионам страны. Сотрудники «Стрелы» филигранно владеют мастерством управления байками: на балансе спецподразделения, помимо автомобилей, мощные мотоциклы Yamaha FJR1300 и BMW F800GS. Словом, мототехника на страже дорожной безопасности — это в Беларуси не столько веяние времени, сколько хорошая многолетняя традиция.

Подготовил Александр Нестеров


Автор фото: Роман ЩЕРБЕНКОВ

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter