Им не страшен ни дождь, ни огонь

В этом году свой профессиональный праздник, который в Беларуси отмечается 19 сентября, работники леса проведут на лесосеке, ликвидируя последствия последнего урагана. Профессия требует того, чтобы в жару и мороз, в дождь и снег они находились на рабочих местах. А рабочее место работников лесного хозяйства – это открытый «зеленый цех», где они постоянно ухаживают за лесными насаждениями и охраняют их. О добросовестном труде лесоводов говорит минувшее лето, когда соседние российские леса полыхали, а наши остались практически нетронутыми огнем. Спасти лес очень важно, ведь для любого народа он — национальное достояние. Сегодня Беларусь входит в десятку ведущих лесных государств Европы. В преддверии праздника министр лесного хозяйства Беларуси Михаил Амельянович рассказал «БН» о тонкостях профессии и о том, какие перспективы ждут лесную отрасль страны.

Министр лесного хозяйства Беларуси Михаил АМЕЛЬЯНОВИЧ рассказал, почему у нас не горели торфяники, как он делился опытом тушения лесных пожаров с россиянами и когда будут разобраны завалы в лесах.

В этом году свой профессиональный праздник, который в Беларуси отмечается 19 сентября, работники леса проведут на лесосеке, ликвидируя последствия последнего урагана. Профессия требует того, чтобы в жару и мороз, в дождь и снег они находились на рабочих местах. А рабочее место работников лесного хозяйства – это открытый «зеленый цех», где они постоянно ухаживают за лесными насаждениями и охраняют их. О добросовестном труде лесоводов говорит минувшее лето, когда соседние российские леса полыхали, а наши остались практически нетронутыми огнем. Спасти лес очень важно, ведь для любого народа он — национальное достояние. Сегодня Беларусь входит в десятку ведущих лесных государств Европы. В преддверии праздника министр лесного хозяйства Беларуси Михаил Амельянович рассказал «БН» о тонкостях профессии и о том, какие перспективы ждут лесную отрасль страны.

— Михаил Михайлович, вы уже 30 лет работаете в лесном хозяйстве, а шесть последних месяцев возглавляете отрасль, так что работу лесоводов знаете хорошо. Что же, по-вашему, самое важное в этой профессии?

— Призвание и преданность своему делу! Иначе здесь просто нельзя. Лесное хозяйство — специфическая сфера в первую очередь потому, что оно рассчитано на далекую перспективу: создает леса одно поколение, а урожай собирает уже следующее. Поэтому здесь так важна преемственность. Если между лесоводами будет существовать крепкая связь, то из поколения в поколение будут передаваться лучшие традиции и богатый профессиональный опыт. Тогда лесное хозяйство всегда будет работать стабильно, и урожая хватит всем. Ошибки, допущенные при выращивании леса, обходятся слишком дорого. Поэтому надо работать так, чтобы потомки, глядя на вознесшиеся в небо деревья, гордились своими предшественниками.

— Да и сегодня уже гордимся: летом в России леса полыхали, Москва задыхалась, а у нас и запаха гари не было. Как удалось этого избежать?

— Горели и наши леса. Но нам действительно удалось сохранить тысячи гектаров, несмотря на аномально жаркое лето. Мы зафиксировали 550 случаев лесных пожаров на территории 334 га, что в три раза меньше, чем в прошлом дождливом году. Это самый низкий показатель за последние пять лет. Достичь его помогла наша система противопожарной безопасности. Она сохранилась еще с советских времен, но, конечно же, была существенно модернизирована. У нас, к примеру, сохранились пункты наблюдения в лесу. Раньше там использовались обычные бинокли, а сегодня все чаще ведется видеонаблюдение. Кроме того, гослесохрана постоянно патрулировала лесные массивы. Мы организовали дежурство, в том числе круглосуточное.  Помогли также ограничения и запреты на посещение лесов и перенос сезона осенней охоты на пернатую и водоплавающую дичь.

— Говорят, что к вам даже российские коллеги обращались за советом.

— В российских СМИ прошла информация, что в Беларуси, где много торфяников, леса не горят. И мне позвонил Нарышкин, глава администрации президента Российской Федерации, поинтересовался с недоверием, так ли это на самом деле. В ответ я рассказал о нашей противопожарной системе, о механизме тушения торфяников — сегодня мы используем два способа: заливаем их с воздуха, привлекая силы МЧС, и прокладываем линию для тушения по земле. В случаях, когда нет воды, разворачиваем магистральные станции от ближайшего водоема. Однажды она была протяженностью более 12 километров. Сегодня у нас есть все оборудование, ведра, лопаты, ранцевые опрыскиватели. Кстати, последние этим летом нас просили одолжить или продать российские коллеги, хотя опрыскиватели мы закупаем как раз в России.

— Пожары потушили, а тут ураганы нагрянули. Каковы размеры причиненного стихией ущерба на этот раз и к какому сроку вы планируете ликвидировать бурелом, оставшийся после последнего урагана?

— Третий год подряд стихия испытывает наших работников. Но последний ураган принес такие разрушения, каких наша отрасль еще не видела. Теперь нам предстоит разобрать около 2 миллионов метров кубических буреломной древесины. Справиться с этой задачей мы планируем к 1 ноября, а в труднодоступных местах, куда можно попасть только после сильных морозов, — к 1 апреля. Пострадали от бурь почти все лесхозы, но больше всего досталось Минской области, на долю которой приходится почти половина буреломов — 1 миллион 70 тысяч метров кубических. Для ликвидации последствий ураганных ветров предприятия отрасли привлекли на лесозаготовки более 3 тысяч человек.

— А как стихия ударила по кошельку государства?

— Прямые затраты по Минлесхозу по сплошным санитарным рубкам составят 62,8 миллиарда рублей, в то время как выручка от реализации ветровально-буреломной древесины оценивается в 49,3 миллиарда рублей. Чтобы вовремя убрать поваленную ветром древесину и покрыть дефицит источников финансирования, подготовлен проект распоряжения главы государства о выделении в 2010 году из республиканского бюджета за счет средств резервного Фонда Президента организациям Минлесхоза 13,5 миллиарда рублей, которые и составляют размер дефицита. Также Управление делами Президента дает еще 1,69 миллиарда для оплаты расходов на рубку поврежденной ураганами древесины. Выделенные средства мы направим на выплату заработной платы рабочим на лесозаготовках, на приобретение ГСМ, бензопил и запасных частей к ним, а также оплату услуг других организаций, привлекаемых для заготовки  ветровально-буреломной древесины.

— Лес по праву называют богатством нашей страны. Как сегодня можно охарактеризовать лесные ресурсы Беларуси?

—Для республики лес — это одно из самых значимых природных богатств. Площадь лесного фонда за последние десять лет увеличилась на 170 тысяч гектаров и уже достигла более 9,4 миллиона гектаров. Лесистость республики сегодня — 38,5 процента. Запас древесины в лесах увеличился на 16,8 процента, с 1339,9 миллиона метров кубических до 1566,1 миллиона метров кубических, запас спелых насаждений — на 43,4 процента, с 137,15 миллиона метров кубических до 196,7 миллиона метров кубических. Средний запас растущей древесины на 1 гектар покрытых лесом земель составляет 196 кубометров.

— Скоро будет принята программа развития лесного хозяйства на 2011—2015 годы.  На что будет нацелена она?

— На модернизацию лесохозяйственного производства, вовлечение в хозяйственный оборот всех экономически доступных древесных ресурсов и  повышение эффективности их использования за счет увеличения объемов производства продукции с более высокой добавленной стоимостью. Также ставится задача по совершенствованию существующих и внедрению новых способов и методов рационального использования ресурсов охотничьих животных, улучшению технической оснащенности государственной лесной охраны, применению экономически и экологически эффективных технологий утилизации древесных отходов. В области лесовосстановления и лесоразведения лесхозы теперь будут ориентироваться на постепенный переход по созданию лесных культур ели крупномерным посадочным материалом, что позволит затрачивать меньше посадочного материала. Также в отрасли стоит задача на 50 процентах площадей создавать лесные культуры селекционным посадочным материалом. Будем внедрять в практику лесного хозяйства плантационные лесные культуры для ускоренного выращивания целевых сортов древесины под определенное производство, например, целлюлозно-бумажное или топливно-энергетическое. По-прежнему нам необходимо создавать новые и развивать имеющиеся производства по выпуску древесного топлива, добавлять новые рабочие места для населения, проживающего в малых городах и сельской местности, решать вопросы с жильем для работников лесного хозяйства.

— Новые рабочие места? Насколько мне известно, лесная отрасль испытывает нехватку кадров…

— Да, у нас действительно существует проблема кадров — в 2009 году численность работников лесного хозяйства сократилась на 2481 человека. Большинство уволилось по экономическим причинам: кто-то в связи со снижением заработной платы, кто-то из-за нерешенных жилищных, бытовых и других проблем. Словом, престиж труда лесовода падает. Но есть и другая сторона этой проблемы: каждый год увеличивается число вакансий, которые требуют профильного высшего и среднего специального образования. Наиболее востребованы сегодня лесничие и мастера леса. Я считаю, что необходимо увеличить подготовку таких специалистов в колледжах. Но не нужно забывать и то, что проблема кадров связана со сложными условиями труда: лесники, егеря, лесоводы работают каждый день в лесу под открытым небом, в любую погоду, а зарплата при этом небольшая. Уже принимаются меры по повышению качества подготовки рабочих кадров и материальной заинтересованности инженеров и лесничих. Лесхозам, возможно, следует пойти на установление надбавок и доплат за разъездной характер работы, в том числе и за уход за лесом. Ведь один из главных критериев повышения престижа нашей профессии — это достойная заработная плата. Ее повышение до уровня 500 долларов — одна из основных задач в 2010 году.

— А какую социальную поддержку имеют ваши сотрудники?

— По мере возможности мы стараемся решить их жилищные проблемы: строим жилье, прежде всего в агрогородках. Помогаем с жилплощадью молодым специалистам, особенно семейным. Начиная со следующего года планируем в каждом лесхозе строить по пять домиков для работников, в том числе для молодых специалистов. Таким образом рассчитываем закрепить кадры. Человек трудится с большей отдачей, если видит, что его ценят, о нем заботятся. Будем развивать наставничество, закрепляя за молодыми специалистами опытных работников. Отмечу, что особенно мы поддерживаем семейные династии. Как правило, там, где отец работает лесником или егерем, сыновья тоже выбирают аналогичные профессии. Это самые надежные кадры для лесной отрасли.

— Что вы пожелали бы тем, кто только ступает на лесную ниву?

— Самое главное — это движение вперед. Никогда нельзя останавливаться на достигнутом. Как только остановился, начинаешь потихоньку отступать назад. Если уж человек определил для себя, что посвятит свою жизнь служению лесу, то надо идти по этому пути честно, добросовестно и уверенно. Тогда все обязательно получится. Молодым я желаю понимания и поддержки со стороны руководителей, а тем, кто уже много лет трудится в лесном хозяйстве, выражаю слова благодарности и желаю новых профессиональных достижений на благо лесов.

— Михаил Михайлович, весь коллектив газеты «Белорусская нива» поздравляет вас и работников вашей отрасли с профессиональным праздником.

Яна МИЦКЕВИЧ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter