Актер Александр Песков требует остановить съемки в Беларуси

Им бы сериалы взять и запретить

Александр Песков
Крик души российского сериального актера Александра Пескова заставил меня обернуться и новыми глазами посмотреть на белорусских актеров. В своем обращении к Владимиру Путину артист называет наших лицедеев чуть ли не главными конкурентами россиян и призывает сделать так, чтобы российские сериалы не снимались в Беларуси и Украине заодно. Песков открыто заявляет, что белорусы своими низкими гонорарными ставками отбирают хлеб у медийных москвичей, он пишет: «Наши продюсеры установили лимит — не более двух российских артистов в проекте, т.к. белорусским артистам и сотрудникам других цехов киногрупп платят гораздо меньше. Бизнесменам выгодно!!! Ну так пусть и снимают фильмы на свои деньги, а не на бюджетные России!!! — Дойка бюджета и мойка бабок!!! — вот что сейчас происходит...»

Прочитав такое письмо, немало удивилась. Последние лет 20 от наших актеров ничего другого, кроме жалоб на низкие гонорары (по сравнению с россиянами), не слышала. Неужели сейчас все так переменилось и актеры, предположим, Купаловского театра пошли стеной на Сергея Безрукова, отбирают его хлеб насущный и лишают пропитания? Когда такое было? Интригу распутывали всем миром.

Ничего личного

Начнем с того, что сейчас у нас в запуске только две (!) картины совместного российско–белорусского производства — режиссер Дмитрий Астрахан снимает драму «Жизнь после жизни» плюс один–единственный сериал в запуске «Ой, ма–моч–ки!». При таком «интенсивном» кинопроизводстве вряд ли можно всерьез рассуждать о диком демпинге российского кинорынка. Второй режиссер картины «Ой, ма–моч–ки!» Екатерина Тарасова откровенно рассмеялась в ответ на заявление Александра Пескова:

— Не понимаю суть претензии. Всегда, во все времена кинематографисты разных стран объединяли усилия для создания совместных фильмов, в том числе и для удешевления процесса. Кино — это бизнес и, как любой бизнес, регулируется законами рынка. Второй момент, о каких гонорарах идет речь, миллионных? Ведь никакой тайны нет, что белорусские артисты всегда и сейчас получают в разы меньше за рабочую смену на киноплощадке, чем россияне, и я не вижу никаких предпосылок к тому, что ситуация в ближайшее время изменится. Связано это прежде всего с амбициями наших московских партнеров, которые сотрудничают с нами на условиях: «Мы тут главные, а вы — помогайте». Так что рано заламывать руки, заявлять о том, что белорусы заняли наиболее выгодные позиции и выталкивают россиян с рынка. Это откровенная глупость.

Фото  СергеЯ  Лозюка.

— Екатерина, а почему только два совместных с россиянами фильма у нас в запуске?

— Точно не могу ответить на этот вопрос. Наверняка есть разумные тому причины. Например, я думаю, что дешевизна съемок в Беларуси — это очередной миф. Если отъехать от Москвы на пару сотен километров, предположим под Ярославль, там тоже можно снимать натурные сцены ненамного дороже, чем в окрестностях Минска. Тогда зачем ехать в другую страну? Дешевое кино создавать можно дома на кухне с помощью мобильного телефона, а если вам нужна профессиональная техника и группа — это всегда расходы, и значительные.

Директор сериала «Ой, ма–моч–ки!» Дмитрий Кучинский предположил, что эмоции российского актера вызваны тем, что в последнее время белорусов действительно стали чаще приглашать в Украину на съемки в сериалах:

— Только вряд ли такой вопрос регулируется открытыми письмами. Это продюсеры решают, кого из актеров приглашать на второстепенные роли. Могу в этой связи только порадоваться за белорусских актеров, что работы у них в последнее время прибавилось.
Фото  Артура  ПРУПАСА.

Актерская тактика

Ольга Нефедова
И действительно, самых известных наших кинозвезд не так–то просто застать в Минске, многие на съемках сериалов: август самое благодатное время для подработки, когда в театрах — закрытый сезон. Актриса Ольга Нефедова, например, назвала утверждения Пескова «всего лишь домыслами»:

— Во всех фильмах совместного производства мы играем «вторые главные роли». Ни разу не слышала, чтобы кто–то из крупных российских актеров на нас за это обижался. Чаще, наоборот, народные артисты Беларуси возмущаются, что их ставки в десятки раз ниже, чем у россиян. А сейчас в связи с кризисом ситуация только усугубилась. Если, предположим, актер Сергей Безруков раньше получал за смену 10 тысяч долларов, сейчас он получает 5 тысяч. А ставка народного артиста из Купаловского театра была 700 долларов, а стала — 350 у.е. за смену. Вот этот вопрос нам бы как–то отрегулировать — он более насущный, на мой взгляд, чем письма актера из Москвы.

Павел Харланчук


Актер Павел Харланчук согласен с коллегой, проблема надуманная:

— Впервые слышу, что у нас тут конкурентная битва с россиянами. Не могу согласиться и с тем, что мы уж готовы прямо сниматься совсем за позорные гонорары. Для нас подработка в сериалах — это серьезная статья доходов. Сегодня многие белорусские артисты, занятые в сериалах, стали не менее медийными, чем москвичи, в актерской базе у продюсеров и режиссеров всегда есть выбор, актера из какой страны ему снимать. И если выбирают белорусов, значит, мы справляемся со своей работой не хуже россиян.

Начальник отдела маркетинга, реализации и рекламы Национальной киностудии «Беларусьфильм» Юрий Игруша уверен, что количество фильмов совместного производства у нас будет только расти:

— Гонорарные ставки актеров, как и их востребованность, продиктованы рынком, который занимается, как известно, саморегулированием. Непонятно, почему, если отдельно взятого актера не приглашают сниматься в сериал, нужно запретить снимать такой сериал на территории другого государства. Я давно в кинематографе и с подобной актерской тактикой хорошо знаком — сначала он просит у тебя съемки хоть в маленьком эпизоде, хоть в половинке сцены, а потом, слегка освоившись на площадке, требует дать ему повышенный гонорар за честь его снимать. Не стоит обращать внимания на капризы актеров, их цена — это то, что они заслуживают на данном этапе. 

Большие планы

Осталось напомнить, что в мае в Министерстве культуры провели комплексный анализ нашей кинематографии, разработали серьезный документ, где предусмотрели многие нюансы, в том числе тактику ведения бизнеса с иностранными производителями. Сейчас в разработке находится указ, который будет способствовать максимально комфортной работе кинематографистов на территории нашей страны. Похоже, мы все–таки предпринимаем все усилия для того, чтобы объединять усилия в производстве хороших фильмов. А не наоборот.

viki@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter