Новый ведущий программы «Контуры»: «Мне в Беларуси легко дышать»

Илья КОЛОСОВ (ОНТ): «Мне в Беларуси легко дышать»

Сложно было представить, что Александру Аверкову, экс-ведущему программы «Контуры», найдется достойная замена
Лично мне сложно было представить, что Александру Аверкову, экс-ведущему программы «Контуры» на ОНТ, найдется достойная замена. Ответственность большая, программа рейтинговая. Будет ли ее новый ведущий таким же харизматичным, сумеет ли расположить к себе аудиторию? Илья КОЛОСОВ, приехавший из России, похоже, справится с непростой задачей. Это понимаешь не только глядя на экран, но и с первой минуты встречи. Политический журналист, автор документальных фильмов «Бесценный доллар», «Бесценный доллар-2». Год проработал в Германии, в России тоже был не последней «эфирной головой». Чем творческого и амбициозного человека привлекла наша страна? Почему он так органично вписался в белорусский эфир?


— Илья Владимирович, по ту сторону экрана чувствуется, что в «Контурах» вы уже свой человек. Сколько времени вам понадобилось, чтобы адаптироваться к новым реалиям? Легко ли было сориентироваться? 

— Признаюсь, все получалось не сразу. Вы правы: чтобы вникнуть в происходящее, начать что-то понимать, а уж тем более объяснять другим, требуется время. Но в мою пользу два важных фактора: во-первых, у меня квалифицированные коллеги, которые всегда готовы прийти на помощь. А во-вторых, я все же довольно долго работаю в СМИ. И в политической журналистике, в частности. Поэтому, даже будучи в России и Германии, я следил за тем, что происходит в Беларуси. Это часть профессии. 

 — Свои тексты к эфиру, как я узнала, вы сами пишете. Но все-таки — кого в вас больше, актера или журналиста?

— Это уж вам решать. Но, на мой взгляд, журналист, работающий в кадре, должен уметь и то, и другое. В моем случае, если актерство и есть, то главным образом для того, чтобы скрыть от аудитории мое собственное отношение к предмету обсуждения. 

— Аверкову долго не могли найти замену — профессионал, столько лет в программе. Тяжело ли было конкурировать с другими претендентами на его место?

— Действительно, Александр — профессионал высочайшего класса, его опыт и умение востребованы и сейчас. Поверьте, ведение прайм-таймовой программы на ОНТ — это очень серьезно. Что до конкурентов, то я во время кастинга с ними не общался. Руководители канала просто позволили мне сделать пилотный выпуск, который и был впоследствии утвержден. А тому факту, что конкуренты оказались в итоге моими коллегами, можно только порадоваться. 

— Вам, цитирую, «по кайфу работать ведущим, корреспондентом было бы труднее». Неужели хлеб ведущего легче?

— Я прошел все ступеньки профессии: от ученика звукооператора до политического обозревателя и руководителя программы. Ответственно заявляю, что мне действительно комфортнее работать ведущим. Даже с учетом возможных рисков. Каких? Ну, вы же понимаете, что в случае ЧП в эфире или ошибки сотрудника эфирной бригады идиотом выглядит именно ведущий, а никак не корреспондент. Тем не менее мне ближе то, чем я занимаюсь уже более 15 лет только на телевидении. А если учесть еще и годы работы на радио, то и больше 23 лет. 

— Как-то вы обмолвились, что приехали сюда с четким осознанием своей миссии: объяснить белорусам, как у них классно. Не мешает она объективности, которой должен следовать журналист? Второй вопрос — почему у нас классно?

— Мой восторг от Беларуси не проходит уже довольно долго. Признаю, что это плохой для журналиста симптом. Буду с ним бороться. А чтобы понять, почему у вас все классно, всего-то и нужно — сесть в машину и поехать в сторону Москвы. Свернуть на проселок в Смоленской области и покружить там километров 50... Этого достаточно, вы сами все поймете. 

— Как вам белорусская деревня изнутри? 

— Недавно вернулись после поездки в Минскую и Гродненскую области. Сначала отправились в Мирский замок, а оттуда решили совершить марш-бросок до озера Свитязь. Поехали по проселку. Это было так хорошо! Улыбка не сходила с наших лиц. Поля, аисты, домики — все словно в Европе. А воздух… Говорю вам: цените то, что имеете!

— Больше 13 лет вы вели программу «События. 25-й час», потом год работали шефом европейского бюро русскоязычного международного телеканала RTVi и жили в Берлине. Обычно белорусские ведущие, звезды рвутся в Россию, о Западе и мечтать боятся. Другие заработки, масштабы. А тут Илья Колосов сломал стереотипы — взял да и рванул в Беларусь. Что стало «пусковым механизмом»?

— Мне в Беларуси легко дышать. Как вам такой ответ? Он не укладывается в стереотипы, правда? Мне здесь комфортно, меня не раздражает то, что вижу вокруг себя. И, самое главное, я здесь не должен идти на компромиссы со своей совестью. Поверьте, это очень круто.

— Илья Владимирович, слышала, что спустя какое-то время вы стали ругать свое детище — «События. 25-й час» — за цензуру. Вас уволили за непокорность? 

— Ну, полегче-полегче… Ругать? Такого не было. В отличие от цензуры. А этап с ТВ-центром завершился при полном непротивлении сторон. Мы с системой друг от друга избавились. 

— Что общего между той ежедневной программой и еженедельными «Контурами»?

— Общего очень много. Весь мой профессиональный багаж, который был наработан за предыдущие годы, сейчас востребован. И ведение, и комментарии, и интервью. Легче перечислить различия: хронометраж программы, количество эфиров и… отсутствие компромиссов с совестью. 

— Вы признавались, что вам симпатичны такие политики, как Уго Чавес, Александр Лукашенко. Что вам нравится в этих личностях?

— Они не воруют. Им это неинтересно. Мелковато для них — делить «совочки в песочнице». Мне кажется, что такие люди, как Уго Чавес и Александр Лукашенко, раз уж вы их упомянули, заняты более серьезным делом. Они хотят (Чавес, увы, в прошлом) изменить мир вокруг себя. Разве не это является главной задачей для мужчины?

— Некоторые наши оппозиционеры наверняка перемелют вам косточки после такого признания… Кстати, что думаете о белорусской оппозиции? 

— Если собственную неприязнь к Президенту его оппоненты готовы перенести на любого, кому он симпатичен, то недорого я дам за таких оппозиционеров. Сильный человек готов выслушать доводы другого, обдумать их и вступить в дискуссию. Я не сомневаюсь, что настоящая политическая оппозиция в Беларуси не опустится до заочного «перемывания косточек». Да, ей приходится играть в очень непростых условиях. В Беларуси, в отличие от многих других стран, есть политический лидер. Переиграть его трудно…

— Вы говорили, что работали звукорежиссером, и события, которые проходили в стране в 90-х, стали задевать. Однажды не выдержали и настрочили комментарий на шесть страниц. О чем было дебютное слово? Не страшно ли было бросаться с головой в политику? Есть журналисты, которые оттуда не возвращались. Владислав Листьев, например…

— Ну, давайте не путать масштабы. Комментарий на радио «Голос России» и комментарий на Первом канале (тогда он назывался ОРТ) — две большие разницы. А дебютный (именно комментарий, а не ведение новостей или интервью) случился в году 96-м, наверно. В защиту Александра Лукашенко, на него тогда начались нападки в некоторых российских СМИ, а меня это сильно задело, даже разозлило, я бы сказал. Вот как все складывается… 

— Честно говоря, удивляет, почему человека с таким харизматичным голосом и внешностью сразу не заметили и не пригласили в журналистику. 

— Не нужно забывать, что мне тогда было всего 22—23 года. Никакой харизматичной внешности и в помине не было. Только голос. Ну, потом я и вел свои программы на одной из появившихся коммерческих радиостанций. 

— Вы автор фильмов «Бесценный доллар», «Бесценный доллар-2» о поработившей мир американской валютной машине. Свой опыт, полученный в результате съемок, будете использовать здесь?

— Я вам скажу, что финансовая тема — это тема номер один для Беларуси. И я приложу все силы и способности, чтобы эту проблему обозначить и способствовать ее решению.

— Илья Владимирович, давайте вернемся к «Контурам». Программа длится час — работа немалая. Сюжеты готовят заранее корреспонденты. Известных в стране персон наверняка приглашают специальные люди. Кто-то отвечает за свет, звук. А в чем заключается ваша закадровая работа и в какой день недели она начинается?

— У меня ненормированный рабочий день, а следовательно, и неделя. Работаю тогда, когда нужно. Я участвую в составлении верстки программы, постановке задачи для корреспондентов, написании комментариев, съемках и монтаже интервью, отсмотре готовых сюжетов, поиске нужного оформления студии… Да бог знает еще в чем. Ко всему, что есть в программе, имею отношение. И без помощи коллег я, разумеется, не справился бы. Телевидение — коллективное творчество, об этом не нужно забывать.

— Пока в вас чувствуется интерес к темам, про которые вы говорите в эфире. Не боитесь перегореть?

— Если честно, боюсь. Но пока мне все интересно. 

— Наверняка у вас, человека амбициозного, творческие планы в Беларуси сосредоточены не только на «Контурах». Поделитесь? 

— Я открыт для самореализации. Все, что умею, готов делать в Беларуси. Но всему свое время.

— В нашу страну переехала и ваша семья. Но двое сыновей остались в Москве. А младший будет учиться в белорусской школе?

— До школы еще далеко — ему еще нет и двух лет. В детский сад, надеюсь, пойдет здесь. Но для этого мне нужно еще регистрацию оформить… 

— Приехали к нам насовсем или только поработать?

— Предпочитаю не строить долгосрочных планов. Поживем — увидим.

— Илья Владимирович, благодарю за беседу!

korshuk@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter