Эксперты — о том, кому приносят прибыль региональные конфликты

Иллюзорный блицкриг

После завершения Второй мировой войны США воевали в нескольких десятках стран, не считая тайных операций ЦРУ, «цветных революций» и гражданских войн, за которыми тоже стоял Вашингтон. Сначала он, устанавливая удобные для себя режимы по всему миру, прикрывался борьбой с коммунизмом, а в последние десятилетия — защитой народов от терроризма и нарушения «демократических» свобод. Речь идет не о благотворительности и желании помочь, а о хитрых политтехнологиях и заработках на войне. Давно стало понятно: если США не будут продолжать свою стратегию, они окончательно потеряют власть и лидерские позиции в мировой иерархии.

Мастера хаоса

Стратегия повсеместного мирового влияния американского государства не меняется, несмотря ни на смену президентов, ни на горячие дискуссии с оппозиционными силами. Если задуматься о том, какая страна на планете за последние 80 лет является самой активной в военном отношении, то гадать не придется: все понимают, что это, конечно же, США. В организации локальных передряг конкурентов у них нет. Примечательно, что с некоторых пор они даже не ставят себе цель победить в войне. Ведь в классическом смысле такая победа — это оккупация и контроль над территорией противника, а это дорого и хлопотно, и лишние заботы ни к чему. Как свидетельствует бывший руководитель аппарата госсекретаря США Лоуренс Уилкерсон, из-за бессилия властных структур и бюрократии Пентагон остается единственным действенным инструментом, который можно применить во внешней политике. Поэтому и начинаются войны, и это будет продолжаться до тех пор, пока империя не потерпит поражение в одной из них или не распадется сама. Последний вариант представляется не менее вероятным, учитывая современные внутренние проблемы в этой стране.

Прокси-экономика

Не получается договориться — отправляй авианосец или морских пехотинцев. В этом зачастую и заключается сила американской «дипломатии», причем это уже не столько военная стратегия, сколько экономическая. В таком варианте загружается работой и развивается весь военно-промышленный комплекс, создаются рабочие места. Стоит задуматься: 40 % всех тяжелых вооружений в мире приходится именно на США! Две трети войн на планете в той или иной степени проходят не только при их непосредственном участии, но и при военно-финансовой поддержке одной из конфликтующих сторон. Причем на словах Белый дом всегда выступает за мирное урегулирование возникающих проблем, но зачем тогда было принимать участие в ближневосточном конфликте, нанося авиаудары по Ирану? Житейская аналогия проста: потушить пожар бензином не получится.

Еще в 2015 году американский бизнесмен и общественный деятель Джон Атли в одном из журналов опубликовал свою статью «12 причин, по которым США ведут свои войны, не побеждая в них». В ней буквально в двух предложениях изложены ценности страны, которая сотни лет продвигала себя как колыбель демократии. Действительно, победа в войне — это вторичная цель по отношению к другим целям в военных решениях Белого дома. Пока в какой-то далекой стране идет война, ВПК получает заказы на вооружения, ученые и конструкторы — гранты на новые разработки, а частные подрядчики — военные контракты. Более того, война является отличным отвлекающим маневром в случае внутренних проблем. Звучит цинично, но это правда: чем больше войн, тем выше рейтинги американских СМИ. Ведь фактически каждый телеканал, печатное издание или интернет-портал принадлежит кому-то из влиятельных персон, а высокий рейтинг позволяет продать больше рекламы и в итоге неплохо заработать на войне.

«Мир через силу»

Сегодня США продолжают демонстрировать всему миру решимость отстаивать свои интересы в различных регионах с помощью мощных вооружений, считает военный эксперт Андрей Богодель:

— При любом удобном случае в горячих точках появляются огромные американские авианосцы, военная авиация и другие средства поражения. Подтекст давно понятен: Белый дом будет решать свои вопросы так, как ему выгодно, причем независимо от того, что об этом думает ООН и другие международные организации. В конце концов, о суверенитете других государств за океаном никто не думает — есть только интересы США. Знаменитый лозунг «Сделаем Америку снова великой» можно интерпретировать как «Америка превыше всего», и попытки воплотить его в жизнь мы наблюдаем сегодня. Доказательством тому являются события в Украине и Иране. Очень важно понимать, что Америка пытается решать свои вопросы не непосредственным участием в вооруженных конфликтах, а путем использования прокси-сил. 

Правые силы, пришедшие к власти в США, негласно продвигают на мировой арене один из своих скрытых лозунгов «Мир через силу». Никто из них, в частности Трамп, особо не скрывает, что тем, кто не готов принять их условия, все «доходчиво» объяснят с помощью всех имеющихся военных арсеналов, отмечает Андрей Богодель:

— Что хочет показать Белый дом, отправив в ближневосточный регион три авианосные ударные группы? Прежде всего то, что он не только готов использовать их по своему назначению, но и будет продолжать свою политику. Самое интересное, что в Вашингтоне искренне считают, что это все ради мира, правда, опять же, через военную мощь. Дошло до абсурда. Вспомните, как Обама получил Нобелевскую премию мира. Это несмотря на то, что во время двух сроков президентства он не только не прекратил ни одной из войн, развязанных США ранее, но и санкционировал интервенцию в Ливию, военные операции в Сирии и так далее. 

Как поступать в таких условиях небольшим национальным государствам, отстаивающим свою независимость и возможность равноправного взаимодействия с мировой политической и экономической системами? Выход один: становиться более сильными и мудрыми во всех отношениях, укреплять свои интеграционные объединения и придерживаться законов классической дипломатии. Ведь исторический опыт оспорить невозможно — настоящего мира через силу достичь нельзя.

МНЕНИЯ

Александр Тищенко, эксперт по национальной безопасности:

— Удар США по Ирану говорит не о том, что Америка сильна, а о том, что Иран не слаб. Это показывает и тот факт, что после совершения удара за океаном напряглись в ожидании чего-то неприятного, предупредив всех и вся о каких-то возможных последствиях. Это говорит о том, что «третий мир» не такой безмолвный, не такой слабый и не такой уж третий, как это хотелось бы Западу. И этим он внушает даже не страх, а какое-то уважение. В Белом доме отчитались об успешном ударе по ядерным объектам Ирана, но наносить новые удары Вашингтон пока не спешит. То есть США начали войну, но воевать не будут. Получается шаг вперед и два шага назад — все по Ленину. И это один из примеров проявления тех тенденций, которые сегодня складываются в мировой политике.

Петр Петровский, политолог:

— У Трампа сегодня есть израильское лобби, а есть антивоенное. Ему нужно было пройти между этих двух огней не повредившись. Сегодня Трампу интересно не воевать, а сосредоточиться на внутренних задачах, включая вторую промышленную революцию. А для этого ему надо минимизировать издержки на безопасность. Ранее безопасность европейских членов НАТО обеспечивалась американским ядерным (и не только) зонтиком. На территории Европы находятся около 100 тысяч американских военных. И у Трампа возникает вопрос: интересно ли это США? Их все внимание сейчас концентрируется на Юго-Восточной Азии, они говорят: «Мы не разорвемся, у нас нет лишних денег. Поэтому давайте так: страны НАТО поднимают свой военный бюджет до 5 % ВВП и сами занимаются этими делами, а мы постепенно должны деэскалировать».

shamko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter