Артем Пинчук приглашает на свою вторую режиссерскую работу — комедию «Кукла. Фикус. Магазин»

Иллюзия выбора

Для своего режиссерского дебюта актер Нового драматического театра Минска Артем Пинчук выбрал очень непростой материал — пьесу польского классика абсурда Славомира Мрожека «Летний день». Показы спектакля «День» состоялись в феврале прошлого года. И вот уже в апреле он приглашает зрителей на премьеру своей второй режиссерской работы — комедию «Кукла. Фикус. Магазин» по пьесе известного российского драматурга Ярославы Пулинович.


Обычно в режиссуру актеры идут, если чувствуют какой-то творческий голод и недостаток ролей. Не сказать, что Пинчук не был реализован как актер, — играл много и хорошо в серьезных постановках Нового театра: «Три сестры» по А. П. Чехову, «Я вещь…» по «Бесприданнице» А. Н. Островского, «Жанна» по Я. Пулинович и других. А недавно, не испугавшись тени великого Михаила Ульянова, убедительно воплотил Виктора в «Варшавской мелодии» по пьесе Леонида Зорина. Кроме того, Артем активно сотрудничает с театром Геннадия Гладкова «Территория мюзикла» и за роль Габа в новаторской постановке «Недалеко от нормы» был номинирован на Национальную театральную премию. Играл Дубровского в одноименном мюзикле российского композитора Кима Брейтбурга на сцене Белорусского государственного академического музыкального театра.

— Артем, не каждый опытный режиссер возьмет Мрожека…

— На самом деле ничего сверх­ъестественного в этом нет. Был поиск материала и истории, которая была бы мне интересна. Мрожека ставят крайне мало. И еще реже ставят «Летний день». Я увидел в этой пьесе то, чего не видели в ней другие, как бы высокопарно это ни звучало. Мне эта история близка и понятна.

— Ваша следующая режиссерская работа — по Ярославе Пулинович. Автор известный, раскрученный. Чем она вам близка и чем именно понравилась ее пьеса «Кукла. Фикус. Магазин»?

— Как ни странно, эту пьесу нельзя назвать типичной для Пулинович. Если зайти на официальный сайт драматурга — ее там нет. Это одна из ее ранних работ. Не скажу, что я знаком со всеми произведениями Ярославы, но не помню у нее таких явных комедий. В основном она пишет киносценарии, и это ощущается и в «Жанне», и в пьесе «Как я стал…», которая тоже была у нас в репертуаре. Здесь же, действительно, мы имеем дело с пьесой, написанной в несвойственном ей ключе, с элементами гротеска и абсурда. Но при этом сохранено ее тонкое понимание человеческой природы. У Ярославы этого не отнять. Когда работаешь с ее произведениями, ощущаешь себя соавтором. С таким материалом всегда интересно иметь дело.

Пьесу «Кукла. Фикус. Магазин» можно прочесть очень по-разному. Если идти по первому плану — есть некий магазин. Вдруг появляется старушка, закапывает в фикус куклу — и после этого вдруг начинают происходить различные комедийные ситуации. Но если копнуть глубже, кукла — своего рода триггер, который запускает внутренние человеческие страхи, сомнения. Все это выходит на поверхность, и мы понимаем, что герои этой пьесы — люди эмоционально незрелые. Это вообще очень большая проблема в современном мире. В моменты сомнения или страха мы вдруг начинаем вести себя как двенадцатилетние дети. Мы не можем адекватно реагировать и найти нормальный взрослый выход из ситуации. Начинаем просить помощи, выслушивать чье-то мнение, ждать подсказки… Мне хочется показать этот момент. Хочется, чтобы это было узнаваемо. Чтобы зритель смотрел и видел себя лично и ассоциировал себя с героями пьесы. Их, кстати, в произведении очень много. Мы сократили количество действующих лиц до тринадцати.

Место действия — магазин. И еще на читке я задавался вопросом: почему? Магазин — это то место, где мы, как нам кажется, делаем осознанный выбор. Огромное количество товаров и услуг. Но это все равно иллюзия, потому что в магазине есть лишь то, что нам предлагают. И возникает логический вопрос: как остаться самим собой в мире иллюзий и выбрать свой путь?

— А о себе можете сказать, что вы эмоционально зрелый человек?

— Честно говоря, ни про кого бы так не сказал. Каждый человек в стрессовой ситуации может повести себя как ребенок. Все наши страхи и сомнения идут из детства.

— Артем, ваш Виктор в «Варшавской мелодии» в постановке главного режиссера театра Сергея Куликовского для вас — карь­ерист?

— Говорят, что да. (Смеется.) А для меня — нет. У актера может быть свое видение героя, у режиссера — совершенно противоположное. Но мне бы хотелось, чтобы Виктор в глазах зрителей не был предателем.
Премьерные показы «криминальной» комедии «Кукла. Фикус. Магазин» в постановке режиссера Артема Пинчука пройдут в Новом дра-матическом театре 9, 10 и 21 апреля.
pepel@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter