Иллюзии на асфальте

Все чаще на тротуарах Витебска появляются выполненные мелом рисунки...


Все чаще на тротуарах Витебска появляются выполненные мелом рисунки, создающие иллюзию объемного изображения. Последний из них, «Зеркальный куб», находится возле ресторана «Журавинка». Возможно, его еще не успели смыть дожди. А «Девочка с бензопилой», «выросшая» недавно между Чкаловским рынком и кинотеатром «Бригантина», оказалась настолько реалистичной, что прохожие наперебой стремились с ней сфотографироваться. Иллюзорные 3D–шедевры дело рук 19–летних студентов — Кирилла Куликова и Стаса Рабунского. Более двух лет назад «методом проб и ошибок» парни начали осваивать сложную технику создания таких изображений. А сегодня об их творческом объединении Duedro («Двугранник») знают не только в Беларуси, но и за ее пределами.

НЕ ВЕРЬ ГЛАЗАМ СВОИМ

Искусством визуального обмана пользовались еще художники античной Греции и Древнего Рима. Первыми же активно рисовать мелом на улицах в XVI веке стали бродячие итальянцы — мадоннари. На «картинах под открытом небом» они изображали мадонну. Отсюда и название. Но они не выходили за пределы одной плоскости. Придавать объем рисункам на асфальте стали немногим более двух десятилетий назад. При первом взгляде на такие работы, которые могут достигать размеров баскетбольной площадки, не всегда понятно, что хотел сказать автор. «Полотно», как правило, длинное, вытянутое.

Но в особой технологии создания и кроется секрет. Стоит посмотреть на картину с определенной точки, как она вдруг превращается в бурлящий водопад, провал в леднике или огромный бассейн с плавающими красотками... Это особое направление стрит–арта в Европе сегодня на пике популярности. На просторах бывшего Советского Союза «современные мадоннари» стали проявлять активность относительно недавно. В 2011–м они провели арт–сессию в Москве. А в конце июня нынешнего года состоялся первый Международный фестиваль 3D–рисунков на асфальте «Краски Петербурга». 

Его единственными участниками из Беларуси стали ребята из Витебска. По словам Кирилла Куликова, студента кафедры дизайна Витебского государственного технологического университета, там можно было не только себя показать, но и у людей знающих поучиться:
— Свое мастерство в Санкт–Петербурге демонстрировали около 30 художников из России, Украины, Казахстана, Германии и Нидерландов. Члены жюри из США и Мексики провели мастер–классы. Гран–при отдали граффитчику из Киева. Первое место занял парень из Волгограда. А наша композиция под названием We are the World, на создание которой ушло 13 часов, оказалась на 2–м месте.



За основу взяли сюжет картины американского сюрреалиста Джима Уоррена. Маленькая девочка летит на воздушном шаре, который раскрашен, как глобус. Чем сильнее девочка, олицетворяющая человечество, наседает на «Землю», тем активнее из шарика выходит воздух... Хотя и собственных идей у Duedro, по словам Стаса Рабунского, студента–дизайнера Белгосуниверситета, достаточно:
— Вдохновить может все, что угодно. К примеру, мультфильмы. Один из наших первых рисунков — «Спанч Боб». Также мы делали работу, взяв за основу логотип «Славянского базара». Участвовали в конкурсе рисунка на асфальте, посвященном популярной компьютерной игре The World of Tanks. Главное, чтобы рисунок был интерактивен, взаимодействовал с окружающей средой и приносил людям радость.

ДОЖДЬ КАК ДВИГАТЕЛЬ ПРОГРЕССА

По поводу того, что работы, созданные при помощи мела и пастели, недолговечны, авторы не расстраиваются, относятся философски: мол, нет ничего вечного. К тому же «картина», которую способен смыть затяжной ливень, не успевает надоесть зрителю. Тех, кто не успел увидеть ее вживую, витебские 3D–граффитчики приглашают в группу, созданную в популярной социальной сети ВКонтакте — vk.com/3d_painting. 

По этому адресу есть и снимки самых удачных работ, и видео процесса их создания. Это труд «летописца» Duedro — фотографа Павла Козлова (все трое, к слову, одноклассники и в недавнем прошлом выпускники художественного класса витебской гимназии № 3). Художники не скрывают, что в перспективе хотели бы поработать в рекламе, освоить объемные изображения в нескольких плоскостях, а также запустить свой интернет–сайт. 

Осенью и зимой «простаивать» тоже не собираются. Даже в эту пору года можно рисовать — в спортзалах, торговых центрах. На покупку материалов для одного рисунка студенты в среднем тратят 150 — 200 тысяч рублей. Если бы не было проблем с деньгами, то ли в шутку, то ли всерьез заявляют они, давно замахнулись бы на создание самого большого объемного рисунка в мире.

КСТАТИ 

Волна общественного интереса к талантливым 3D–граффитистам захлестнула и «Витебский центр современного искусства»: его авторитетные художники решили взять шефство над командой «Двугранники». И совсем недавно воплотился в жизнь их первый совместный проект — трехмерная работа под названием «Метро». Существенная деталь: мел и пастель для первой витебской «подземки» приобрели за счет центра.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter