Правда ли, что перевозчики имеют базу недобросовестных клиентов?

Или в маршрутке, или в «черном списке»

НА днях в редакцию позвонила жительница Кореличского района Татьяна Романюк и вот что рассказала. Если забронировать поездку в маршрутке, а потом отказаться от нее, можно попасть в «черный список», и билет тебе перевозчик уже не продаст. Якобы маршрутчики даже соответствующие смс-предупреждения начали присылать. Корреспондент «СГ» немедля стала разбираться, что это за списки и что конкретно пишут пассажирам в эсэмэсках.


К услугам маршруток мы давно привыкли. В числе привлекающих факторов то, что место можно забронировать по телефону или интернету и без предоплаты. Можно, значит, не ехать, как в былые времена, в билетные кассы, а все решить, набрав нужный номер или кликнув мышкой.

Однако у любой медали есть обратная сторона. Если мы при малейшей смене планов можем довольно легко отказаться от услуги, за которую пока ничего не платили, то перевозчики в самый последний момент лишаются пассажира, а значит, и прибыли. Вот они и пытаются застраховаться от возможных финансовых рисков.

Один из способов — создание списка недобросовестных пассажиров. Идея возникла далеко не вчера. Подобные существуют и у авиакомпаний, и у таксистов. Не стали исключением и перевозчики.

Как рассказал один из них, осуществляющий междугородние рейсы, так называемые черные списки используют многие. Впрочем, так их называют только в личной беседе. Под диктофонную запись предпочитают именовать списком недобросовестных пассажиров или частью комплекса мер по обеспечению порядка перевозок, средством борьбы с недобросовестными и фиктивными пассажирами. В списках, говорит, есть люди, которые воспользовались услугами 2—3 раза, а после десятки раз бронировали места в микроавтобусе и не выкупали их. С объяснениями, почему так случилось, звонят нечасто.

А теперь внимание, интересный момент. Порой оказывается, что за недобросовестными пассажирами прячутся… конкуренты. Стоит, к примеру, кому-то снизить цену на поездку или объявить какую-то акцию, его заклятые коллеги по цеху активизируются: заказывают в микроавтобусах по 3—4 места и не приходят ко времени посадки.

В том числе и поэтому, к примеру, недавно рядом перевозчиков принято решение не только регистрировать клиентов по номеру телефона, но и обязательно уточнять фамилию, имя и отчество. Тому, кто отменяет бронирование позже чем за час до отправления, присылают смс-сообщение с предупреждением, что в случае трех подобных отмен он будет внесен в список недобросовестных пассажиров. Такая мера имеет неплохое воспитательное действие. Но и пассажирам всегда готовы пойти навстречу, особенно если они звонят сами и объясняют причину, до реального занесения в список недобросовестных клиентов дело доходит только в крайних случаях.

Общей базы, в которую все перевозчики вносили бы недобросовестных клиентов, не существует. Каждый частник, стараясь застраховать свои риски, может создать собственный список.

Кстати, в Белорусском обществе защиты потребителей о таком явлении знают давно и никаких законных оснований для создания подобных списков не видят. Однако как пассажир, попавший в него, в таком случае может отстоять свои права, пока непонятно. До серьезных конфликтов по этому поводу, к счастью, не доходило. Пока специалисты дали практический совет: каждый потенциальный клиент также может создать для себя «черный список» и не пользоваться услугами предпринимателей, которые однажды подвели.

Татьяна ШИМКО, «СГ»

shimko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter