Что расскажет икона под рентгеном? Сенсационные открытия в Брестском музее

Иконы меняют паспорта

Известно, как легко пограничники с помощью специальной аппаратуры распознают поддельные паспорта, а банковские работники — липовые купюры. Оказывается, с такой техникой можно разгадывать и художественные ребусы. Увидеть то, что скрыто от человеческого глаза на живописных полотнах и старинных иконах. Реставрационные мастерские крупнейших музеев мира в своем арсенале такие инструменты имеют. И мы не отстаем. Брестский областной краеведческий музей недавно стал первым в стране испытательным полигоном от культуры для минской компании, четверть века производящей экспертно–криминалистическое оборудование. Без сенсаций не обошлось.

Икона «Похвала Пресвятой Богородицы с Акафистом»
Директор музея Алексей Митюков показывает микроскоп и лупу, которые производитель поставил по договору:

— С их помощью художники–реставраторы исследуют экспонаты. Видеоспектральная люминесцентная лупа, с первого взгляда похожая на компьютерную мышь, выводит увеличенное изображение на компьютер, а специальная программа его обрабатывает. Электронный микроскоп позволяет рассматривать объект не только в видимом белом свете, но и в инфракрасном, и ультрафиолетовом. Сегодня при написании унифицированных паспортов все иконы у нас проходят специальное исследование на этих приборах, в некоторые документы вносим существенные изменения. Недавно получили еще один аппарат, который просвечивает объемные предметы. Будем изучать спорные экспонаты, в частности, медное литье. Есть договоренность о поставке большого электронного микроскопа — стола с рампой — для изучения больших объемных работ.

Открытиями ведущий научный сотрудник музея Елена Куприянюк в конце октября поделилась с участниками научно–методической конференции в Москве, посвященной 60–летию Государственного научно–исследовательского института реставрации России:

— Мы с экспертом–криминалистом фирмы–партнера были единственными представителями Беларуси на этом форуме. Очень волновалась, все–таки представляла периферийный музей. Не ожидала, что мой доклад будет с интересом принят.

Однако не в каждом периферийном музее есть такие профессионалы, как Елена Куприянюк, и такие экспонаты, как конфискованные в пунктах таможенного оформления иконы. Они и стали первыми в очереди на исследования.

Икону «Похвала Пресвятой Богородицы с Акафистом» Брестская таможня передала музею в 1980 году. После реставрации 2015 года сотрудники музея засомневались в точности даты ее рождения. Но возможность развеять или подтвердить сомнения возникла только минувшей весной, после появления в музее уникального оборудования.

Елена Куприянюк открывает изображения на компьютере, которые человеческим глазом и не увидишь:

— Тонкое письмо, индивидуальные лики, светящиеся изнутри радостью. Чтобы так точно передать Акафист в красках, мастеру нужно было быть не только прекрасным иконописцем, но и поэтом. При микроскопическом исследовании расшифровали обнаруженную в правом нижнем углу надпись. Оказалось, написан образ в XVIII веке, а не в XIX, как доселе считалось.

Сотрудница Елена Куприянюк за работой.

А в августе с помощью новой аппаратуры исследовали икону «Святитель Василий Великий и благоверный князь Александр Невский» (образ появился в музее в 1995 году, также конфискован таможней). Установили, что написана она в 1871 году в Троице–Сергиевой лавре в мастерской иконописи под руководством художника Ивана Малышева. Сейчас микроскоп помогает художнику–реставратору Ольге Алимовой проводить первую в жизни образа реставрацию.

Еще одно открытие подарила икона «Избранные святые». Елена Куприянюк, надев перчатки, достает из конверта рентген–снимки:

— После того как икону исследовали на микроскопе в различных увеличениях, возникло предположение, что под верхним красочным слоем и левкасом есть нижележащий красочный слой. Рентген–кабинета у нас нет, и мы обратились в Брестскую городскую поликлинику № 2. Дозу облучения, к слову, рассчитывал начальник Военно–медицинской службы управления КГБ по Брестской области Юрий Романюк. И — сенсация! Смотрите, на рентгенограммах отчетливо видно, что под верхней иконой — нижняя. Она вполне законченная, старше верхней ненамного — на лет 50.

Икона «Избранные святые». Рентген иконы «Избранные святые».
Медицинское образование для расшифровки снимка не понадобилось. Елена Куприянюк справилась сама. Она увидела лики святителя Антипы Пергамского, лик Спаса Вседержителя, мученика Вонифатия и мученицы Акилины. Теперь брестские музейщики мечтают перенести верхний красочный слой на новую основу и открыть «спрятанное» изображение. Из одной иконы сделать две. Предварительное согласие реставраторов Национального художественного музея уже получено.

А во время исследования иконы «Тихон Задонский» явилось брестским музейщикам имя Иван Алексеевич Болотов. Елена Куприянюк нашла его на подписной иконе:

— Это одна из первых икон Тихона Задонского после причисления его Русской православной церковью к лику святых. Написана в 1861 году. На русских иконах авторская подпись — явление крайне редкое. Кто такой Болотов? В словаре иконописцев, составленном известным российским реставратором Михаилом Красилиным, такого нет. Возможно, мы введем в оборот новое имя мастера.

Интересуюсь у Алексея Митюкова, как все–таки случилось, что компания по производству экспертно–криминалистического оборудования выбрала брестский музей? Оказывается, имеется интересная предыстория. Музейный реставратор Николай Трофимович Богателя еще в 2003 году связался с производителями и... попросил лупу, которую потом использовал в работе. Когда Николай Трофимович ушел из жизни, лупа осталась без дела. Как–то, разглядывая ее, программист музея Татьяна Обухова набрала телефонный номер предприятия и предложила возобновить сотрудничество. Минчане трубку не бросили, пригласили в гости. Сейчас на основании материалов, поступающих от брестских музейщиков (уже отправлены отчеты о 8 исследованиях), они создают специальный исследовательский комплекс, который упростит трудоемкие работы при реставрации музейных предметов, а значит, поможет вернуть из запасников в экспозиции многие культурные ценности. Глядишь, придет время и такие аппараты будут как минимум в каждом областном музее нашей страны.

В ТЕМУ

К 2020 году в историко–археологическом музее Гродно появится Центр по исследованию и реставрации. Проект будет реализован по программе трансграничного сотрудничества Польша — Беларусь — Украина. В Гродненском историко–археологическом музее хранится около 200.000 предметов, многие требуют реставрации. Нехватка экспертов, специальной техники и приспособлений для реставрации и стала основанием для участия в проекте. К слову, на его реализацию музеи–партнеры (Гродненский и Подляшский) получат 1,2 миллиона евро.

КСТАТИ

Неизвестная ранее картина Sola con mi gran soledad («Наедине со своим великим одиночеством»), подписанная именем Фриды Кало и датированная 1938 годом, была найдена в нынешнем году в частной коллекции в мексиканском Агуаскальентесе. Для установления подлинности авторства потребовались экспертизы, в том числе почерковедческая. Мексиканский специалист в области документальной криминологии Хуан Мануэль Падрон Примо с помощью видеоспектрального компаратора и программного обеспечения белорусского предприятия ООО «Регула» пришел к выводу, что картина действительно принадлежит кисти известной художницы.

valentinak3@mail.ru

Фото Юрия МАКАРЧУКА и из архива Брестского областного краеведческого музея.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter