Ихтиандр советского союза

После выхода на экран фильма "Человек-амфибия" народ тут же подхватил: "Нам бы, нам бы, нам бы, нам бы всем на дно..."
После выхода на экран фильма "Человек-амфибия" народ тут же подхватил: "Нам бы, нам бы, нам бы, нам бы всем на дно..." В дикой крымской бухте, где проходили съемки, начали строить правительственную резиденцию, позже ставшую известной всему миру, как дача Горбачева в Форосе, а исполнителя главной роли стали забрасывать письмами. Поклонницы аж до шестого этажа расписали губной помадой дом, в котором жил Владимир Коренев. Фанатки объяснялись красавцу-актеру в любви, не скупясь на откровения типа: "Я хочу от вас ребенка!"

С популярным приключенческим романом Беляева судьба столкнула Коренева еще в детстве, когда в Крым в гости приехал слепой дядя из Читы, которого поселили в одной комнате с племянником. Когда по ночам выключали свет, дядя по книжке с выдавленными буквами читал Володе вслух "Человека-амфибию". Разве мог тогда мальчик знать, что именно ему судьба уготовила сыграть роль влюбленного романтика Ихтиандра и что она станет главной в его жизни?

С легендарным Ихтиандром нашему корреспонденту удалось встретиться на Втором международном фестивале продюсерского кино "Кино-Ялта-2004".

- Владимир Борисович, на роль Ихтиандра как попали?

- Еще студентом. Мне было 20 лет, я учился в театральном институте, играл в дипломном спектакле "Ночь ошибок" главного героя, персонажа английских анекдотов... На этом спектакле была ассистент по актерам из "Ленфильма".

- Конкурентов много было?

- Не знаю, никогда не интересовался этим... Как только я прошел пробы, режиссер перестал искать актера на роль главного героя.

Фильм снимался около года. С монтажом, наверное, чуть больше... Получилось так долго из-за технических сложностей: камеры постоянно протекали, со светом тоже были проблемы - могло закоротить... Все приходилось изобретать. В частности, наш замечательный оператор Эдуард Александрович Розовский, который потом снимал, к примеру, "Белое солнце пустыни", придумал интересное приспособление. Поскольку живности в Черном море немного, он соорудил раструб, который надевали на объектив подводной камеры и наполняли рыбой. Во время панорамных съемок создавалось впечатление, что в воде целые косяки рыб.

- Неужто снимали не в студийных бассейнах?

- Все под водой! Все на натуре! Поначалу был вариант снимать в Саргассовом море - там очень интересный подводный мир. Но это оказалось не по карману "Ленфильму". Поэтому снимали в Крыму... И неплохой получился фильм.

Подводные лианы, крупные кораллы изготовили в мастерских студии. Специально для съемок искали большие раковины... Правда, они хоть и настоящие, но не морские, а океанские. Хорошие художники были на картине, поэтому все интерьеры получились очень красивые и реалистичные!

Дельфинов должны были привезти из Новороссийска, в бухте Ласпи для них соорудили под водой вольер. Поскольку денег на перевозку животных не хватило, несколько мелких дельфинов пришлось купить у местных рыбаков. Акула тоже была настоящая, правда, небольшая, черноморская, - катран. Просто ее снимали широкоугольным объективом, поэтому она кажется большой. Чтобы создать впечатление заграницы, помните, когда Ихтиандр выбирается в город, пришлось искать кучу старых ретромобилей в стиле 30-х годов. Кстати, рыболовецкую шхуну, которую "обозвали" в фильме "Медузой", специально пригнали из Финляндии. А еще знаю, что режиссер накануне съемок связывался с самим Кусто.

- Наверное, вам, еще не профессиональному актеру, нелегко приходилось на съемках "Амфибии"?

- Да, это был мой первый фильм... Я снимался с Николаем Константиновичем Симоновым, который играл профессора, отца Ихтиандра. Это был выдающийся человек, легендарный актер! Его в театре называли Голубь, потому что он никогда не лез ни в какие разборки, не был замешан в закулисной грязи, в интригах, не занимался политиканством... Вообще, был беспартийным человеком, верующим... Симонов был еще и художником (он же закончил ВХУТЕМАС) и в свободное от съемок время уходил с мольбертом писать крымские пейзажи.

- Говорят, у вас с Вертинской во время съемок завязался бурный роман и Козаков даже посоветовал вашей жене срочно приехать на съемки, дабы сохранить семью...

- Не-ет, это выдумки. Слухи. Раньше, если актеры играли любовные сцены, сразу же говорили, что у них роман. Вертинская тогда еще училась в девятом классе, а я уже заканчивал институт. Ее отпустили из школы с условием, что она будет прикреплена к одной из бакинских школ, где и сдаст экзамены. Кстати, сочинение по литературе писал для нее я (улыбается). Надо отдать ей должное: она очень организованный человек и всегда была такой! Это семейное: дети актеров знают, почем этот хлеб...

- Неужто на площадке все шло гладко?

- Было несколько неприятных моментов, когда приходилось жизнью рисковать - с водой, с морем нельзя шутить! Например, в фильме есть сцена, где на меня надевают металлический пояс, от которого тянется большая цепь, и заставляют нырять за жемчугом. Так вот эта цепь была метров 60, наверное. Тяже-е-елая о-о-очень. Ее держал на палубе матрос, накрутив конец цепи на руку. Я прыгаю в воду, где меня ждет оператор. И как-то так получилось, что я прыгнул, а матрос выпустил цепь. Глубина - метров 40, наверное, - и цепь стала падать в воду. Хорошо, оператор увидел это, бросил камеру и успел ухватить цепь. Если бы меня на глубину утащило, точно бы уже не достали.

А помните эпизод, когда Ихтиандра, чтобы спрятать от отца, привязывают к якорю и опускают на дно? Меня привязали к якорю и, когда отсняли, дали загубник, а воздуха в акваланге уже не было. И страховщик отдал мне свой акваланг, а сам вынырнул... У него из-за быстрого всплытия развилась кессонная болезнь. Но, слава Богу, все обошлось! Съемки ведь в основном были на глубине 10 - 12 метров - так, чтобы не видно было потолка воды. И потом, три месяца каждый день по четыре часа под водой - довольно утомительное занятие. Надо было работать в воде на такой глубине, где даже летом холодно. Я тогда так перемерз на съемках, что до сих пор помню. Появляется такое же отвращение, как при переедании... Я люблю смотреть на море, загорать, слушать, как чайки кричат, но лезть в воду...

Кстати, прежде чем приступить к съемкам, я вместе с Настей учился плавать в бассейне Института физкультуры в Ленинграде.

- Вы выросли на море и учились плавать???

- Конечно, как мальчишка, выросший на море, я плавать умел, но не так хорошо, чтобы сниматься в роли Ихтиандра. Надо было плавать очень красивым стилем - дельфином, которому меня специально учили. Ласты были огро-о-омные, дли-и-инные... Их делали по заказу. Очень тяжелые, зато внутри были стальные пружины для жесткости. Одно движение - и меня выбрасывало метров на 15!

В бассейне мы занимались по ночам. Днем снимались в павильоне, а когда из бассейна уходили последние студенты, мы там занимались с тренером. Потом, в Крыму, были тренировки на море. Допустим, лодка плывет, а я - несколько километров за ней.

- Дублеров много было?

- Один. И, скажем, он делал либо какие-то о-о-очень сложные вещи, либо мы вдвоем снимали сцену - длинный проплыв... Принцип такой: скала, камера снимает с одной стороны, я за скалой - меня не видно... Камера берет дублера, который в таком же костюме заплывает за камень, а я выплываю. Мы вдвоем могли проплыть метров сто! А на экране кажется, что это бесконечно долго, потому что камера не останавливается, нет склейки.

- Представляю, какая слава свалилась на вас после премьеры... Не сломались?

- Я вообще человек нечестолюбивый... И потом, у актера не бывает славы, скорее популярность. Слава преследует гениев! Пушкина, например, Толсто-о-го, Менделе-е-ева...

- Поклонницы сильно доставали?

- Это - да! Письма до сих пор приходят. Я получал десятки тысяч писем! Причем из разных стран. Фильм ведь шел во многих странах мира, и местные филателисты ходили за мной табунами, чтобы добыть в коллекцию что-нибудь эксклюзивное.

Одна история вообще забавная была! Мы купили холодильник, он был в огромном ящике... Холодильник занесли на кухню, а ящик оставили на лестничной площадке. Я туда письма и складывал. Когда ящик наполнился, я в него залез и стал прессовать их ногами, чтобы отдать ребятам, которые собирали макулатуру. И случайно обратил внимание на лежащий сверху конверт. Нестандартный, самодельный. Он был весь разрисован птичками, листочками, надписями типа: "Лети с приветом, вернись с ответом"... Я его вскрыл. Там было написано: "Товарищ Коренев, я знаю, что вы писем не читаете и, тем более, на них не отвечаете, но мои письма вы прочтете. Их будет ровно десять. Я сфотографировалась голой, разрезала фотографию на десять частей и буду в каждом письме вразбивку присылать одну часть".

Девушка просила мою фотографию с автографом. Я ей написал: "Никому не пишу, но тебе отвечаю за изобретательность и отправляю фотографию с автографом. Извини, что не голый!"

- Что купили на гонорар за Ихтиандра, помните?

- Тогда была другая система оплаты. Я получал гроши за свои выступления. А за фильм вообще какую-то ничтожную сумму... Даже должен остался студии - мне переплатили 35 рублей. И я по почте отправил деньги. Гонорар разошелся непонятно на что. Да деньги-то были совсем небольшие. Не то, что теперь. Да и не из-за денег я работал.

- Вы как-то признавались, что среди ваших знакомых было много выдающихся личностей...

- Я был знаком с Никитой Сергеевичем Хрущевым... Сильным мира сего ничто человеческое не чуждо. У них были любимые актеры, они интересовались кино. Хрущев принимал меня на даче. Был очень доброжелательным и гостеприимным.

- Угощал?

- Естественно! Как гостеприимный хозяин... Конечно, ни о чем другом, кроме фильма, речь не шла - так, какие-то общие светские разговоры. Я был молод, мне было всего 22 года.

- А с Юрием Гагариным?

- С Гагариным мы дружили, общались довольно тесно... До самой его смерти. Весть о его трагедии была для меня сильным ударом. Не хочу вспоминать...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter