Их жизнь — игра, они в ней режиссеры

Ради  любимой  он  бросил  Русский  драмтеатр  и  подался  в  райцентр

Ради  любимой  он  бросил  Русский  драмтеатр  и  подался  в  райцентр

Пытляков в Березино знают все. Это  семья-праздник. Другой такой в районе нет. Их дом родной — ДК. Там проходит большая часть их жизни. У них нет времени, чтобы солить огурцы или квасить капусту. Они почти всегда перекусывают на ходу. Для них важнее духовная пища. И ею они стремятся «накормить» местных жителей.

Валечка всегда мечтала работать в милиции. Что ее манило? И сама не знает. Зато хорошо помнит, что карьеру ей «испортил» отец: не женское, мол, дело.  Тогда она была на него в обиде, сегодня говорит за это спасибо. А в далеких 70-х выпускница сельской школы от отчаяния подалась в Березино, прямиком в отдел культуры. Почему именно туда? Она любила бегать на танцы в местный ДК, туда же ходила в кино. Ей нравился этот большой дом, там она хотела работать. Но взрослые дяди и тети в исполкоме, завидев  шикарный Валин аттестат, отправили ее учиться.

Девушка без проблем поступила в культпросветучилище на хоровое дирижирование. Ни петь, ни дирижировать она не умела, но через два с половиной года стала лучшей выпускницей. Ей предлагали остаться работать в училище. Не захотела. На распределении выбрала родной район: по собственному желанию поехала в самый захудалый Дом культуры. Было сложно. Трудные подростки постоянно ставили палки в колеса девятнадцатилетней директрисе.

— Хорошо помню, как перед Новым годом разработала сценарий праздника, нарядила елку. А ее унесли у меня прямо из-под носа, — вспоминает Валентина Анатольевна. — Иногда люди в Дом культуры прямо на лошадях заезжали…

Но девушка не сдавалась. Ее упорный характер и понравился руководству районного ДК. Спустя год она перешла туда работать. И по сей день Валентина Анатольевна там. Там же работает и ее муж Николай Пытляк, режиссер народного театра.

— Это была любовь с первого взгляда. Тогда я работал в научно-методическом центре в Минске. Приехал в Березино проводить семинар, — по-мужски скупо рассказывает Николай Николаевич.

— После этого он стал к нам приезжать буквально через день. Садился на попутку и мчался в Дом культуры: то совещание проводил, то за какой-нибудь концерт брался. Словом, он всегда хорошо придумывал повод для наших встреч, отлично их режиссировал, — по-женски открыто делится Валентина Анатольевна.

Но поженились они только через шесть лет, когда Николаю Николаевичу предложили квартиру в Березино. Ради любимой он бросил Русский драматический театр, где тогда работал, и подался в райцентр.

— И об этом ничуть не жалею. В 1990 году у нас родился сын. Вскоре после этого я стал режиссером народного театра, — говорит Николай Николаевич.

С приходом нового руководителя театр обрел вторую жизнь. Звание народного он получил еще в 1978 году. Но все это время варился в собственном соку. Пытляк сразу поставил цель — громко заявить о своем коллективе. И после первой же постановки («Операция «многоженец») задумался о театральном фестивале. «Березинская рампа» — заслуга исключительно Николая Николаевича. Сегодня он слышит множество благодарностей не только от своего коллектива, но и от коллег из других райцентров. Фестиваль (проходит раз в два года) стимулирует их к творчеству. Теперь непрофессиональные актеры играют не для узкого круга любителей их творчества, а для широкой публики. Ничто так не вдохновляет артиста, как полный зал!

Кстати, про артистов. Подбор людей для спектакля — это вторая беда (после денег) таких театров, как у Пытляка. Николай Николаевич — максималист. Он не может себе позволить репетировать, скажем, два раза в неделю. Он должен работать с труппой ежедневно. А у его непрофессиональных актеров обычно еще куча забот: основная работа, семья, дети и т.д. Но на выручку мужу всегда приходит жена. Нет, Валентина Анатольевна не играет в спектаклях мужа. Она растит для него актеров.

Десять лет назад Пытляк собрала клуб молодых семей. С тех пор они дали не одно представление не только в родном городе, но и в России. Валентина Анатольевна не обладает режиссерским талантом, но имеет отличные организаторские способности. Она умеет отыскать и раскрыть талант, зажечь в человеке искру. С постановкой номеров на помощь приходит муж. А жена в свою очередь всегда охотно «одалживает» ему своих актеров. Самое интересное, что некоторые воспитанники руководительницы клуба стали большими начальниками в городе.

Но главная гордость семьи Пытляк — Николай Николаевич. Младший. Да, их сына тоже зовут Коля.

— Я буду счастлив, если сын повторит мою судьбу, — говорит отец. — У меня прекрасная жена. И на работу я всегда иду, как на праздник.

А для повторения судьбы есть все основания. Коля ведь вырос на сцене. В три года он уже пел частушки и играл на ложках. Позже отец доверял ему и более серьезные роли. В семь лет он играл духа в дударевской «Вежы», в тринадцать — Кима в одноименной пьесе. Правда, в последнем спектакле «Женитьба Белугина», который подготовили к шестой «Березинской рампе»,  Коле места не нашлось. Точнее, его место сейчас на студенческой скамье: Пытляк-младший нынче учится в университете культуры и искусств. Мечтает продолжить «культурную» династию.

А Николай Николаевич-старший мечтает поставить Шекспира. И чтобы все было как в настоящем театре: декорации, свет, шикарные костюмы...

На снимке: счастливая семья Пытляк.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter