На что белорусские биатлонисты могут рассчитывать в олимпийском сезоне?

Их ждет Пхенчхан

Завтра смешанной эстафетой в шведском Эстерсунде стартует первый этап Кубка мира по биатлону. Позвав на помощь призера Олимпиады в Ванкувере Сергея Новикова и обладательницу двух медалей чемпионатов мира Людмилу Калинчик, мы решили поближе познакомиться с белорусской сборной.

Дарья Домрачева


Сергей Новиков: Лично я в Дашу верю и не вижу для нее проблемы в том, чтобы находить силы и мотивацию после рождения ребенка: перемены в жизни ее лишь мотивируют. Семья постоянно вместе, о ребенке беспокоиться не надо — есть няня. Да и присутствие рядом такого биатлонного феномена, как Оле–Эйнар Бьорндален, наверняка скажется. Пхенчхан, где пройдет Олимпиада, очень непростое место. Таких условий нет ни на одной из принимающих этапы Кубка мира трасс. А норвежец в 2009 году, напомню, выиграл там четыре золотые медали и наверняка может подсказать, как наилучшим образом подготовиться к выступлению в Корее. Думаю, от Даши мы вполне можем ожидать медаль.

Людмила Калинчик: Кстати, я сомневаюсь и в том, что завоеванные на минувших Играх медали будут как–то «давить» на Дашу. Вряд ли она накручивает себя, к тому же эта спортсменка способна показывать результат в таких условиях, в которых другим сделать это было бы очень непросто.

Дарья Юркевич


Людмила Калинчик:  В прошлом сезоне Даша тоже удивила. Сперва приятно, попав на пьедестал на первом же этапе Кубка мира. А после не очень, так и не сумев приблизиться к этому результату. В любом случае Дашина гонка — индивидуальная. В спринте, где скорости гораздо выше, шансов у нее немного. При этом хорошо, если в этот день состояние трассы обеспечивает легкое скольжение. Если приходится преодолевать сопротивление, Даша вряд ли сможет претендовать на высокие места. Стрельба у нее всегда была хорошей, а вот на дистанции предсказать результат сложно: «физухи» не хватает.

Сергей Новиков: При этом, думаю, прошлый сезон Дашу должен был мотивировать. Она ведь уже давно хотела заканчивать карьеру, а здесь такой взлет. Она увидела, что есть шанс не только отобраться в олимпийскую команду, но и добиться каких–то результатов. Например, в эстафете. Юркевич понимает, что в нынешнем году у нее появилась последняя возможность осуществить мечту, а если человек настроен и сконцентрирован, то всегда может появиться шанс.

Ирина Кривко


Сергей Новиков: Меня Ирина очень радует. В первую очередь своей основательностью. Признаться, от нее такого прогресса я не ожидал, и рад, что у нее получается потихоньку двигаться к своей цели. Да, психологически ей непросто. Я вспоминаю, как в 2002 году сам дебютировал во взрослом биатлоне и сразу оказался 14–м на этапе Кубка мира в Лахти. Всего 42 секунды проиграл победившему Александру Вольфу. Это было круто, это придало сил, но это не значит, что все должны начинать взрослую карьеру такими скачками.

Людмила Калинчик: А вот я, в свое время успев потренироваться вместе с Кривко и пожить вместе с ней на этапах Кубка мира, могу сказать, что совсем не удивлена. Ира всегда была очень настойчивой и основательной. А сейчас, помимо прочего, вошла в самый продуктивный возраст. В 27 лет и сил хватает, и опыт уже есть. Главное — поймать свое лучшее состояние и подвести себя к Олимпиаде. А то, что сейчас многие начали строить прогнозы на основании результатов Кубка Норвегии в Шушене, где участвовали наши девушки, неправильно. Многие мировые лидеры в нынешнем сезоне не станут форсировать события с первых же стартов, а будут постепенно наращивать темп к Олимпиаде.

Главное для нее — сохранить здоровье. Ира, к сожалению, легко простывает. Хотя на пике формы все спортсмены подвержены простудам и потому даже в самолетах, например, всегда летают в марлевых масках. Болеть неприятно, а в олимпийский сезон это может иметь серьезные последствия.

Надежда Скардино


Людмила Калинчик: Я разговаривала с Надей и знаю: она очень мотивирована перед этим сезоном. Вполне вероятно, после его окончания Скардино может закончить карьеру и поэтому на прощание намерена выложиться на все 100 процентов. Правда, нужно понимать, что в биатлоне мало одного старания, и для завоевания медали у Скардино должно сойтись воедино гораздо больше условий, чем, скажем, у Домрачевой. Если для Дарьи большое количество влияющих на результат внешних факторов скорее минус, то для Нади, наоборот, плюс.

Сергей Новиков: Но это не говорит о невозможности такого варианта. Особенно в Пхенчхане. Это на стрельбищах с более спокойной ветровой обстановкой все стреляют уверенно, и пробиться на высокие позиции сложнее. В Пхенчхане же все возможно. На чемпионате мира в 2009 году я, например, промахнулся трижды и все равно был в тридцатке, потому что ошибались очень многие. Оставил бы одну незакрытую мишень — был бы гарантированно в десятке. Отстрелялся бы чисто — мог и вовсе победить. От стрельбы многое наверняка будет зависеть и на Олимпиаде, а у Нади этот компонент традиционно сильный.

Надежда Писарева


Людмила Калинчик: Надя очень полезна для эстафеты, и, полагаю, тренерскому штабу нужно ее сберечь для этого. Скамейки запасных у нас, считай, нету. С другой стороны, Надя везучая. Как–то у нее всегда все так складывается, что она остается в плюсе. Так что и сейчас, хочется верить, ей повезет.

Сергей Новиков: Дело не только в везении. Помнишь, как Надя остановилась на трассе во время эстафеты на чемпионате мира в 2016 году? На нее сразу обрушилось много критики: дескать, слабая, не готова. А на самом деле причина была как раз в обратном. Она была готова очень хорошо. Понимала это. Когда с последнего рубежа она ушла первой, Надя рванула «на все деньги» и получила физиологический сбой. Писарева не слабая. У нее просто особенный организм, и ей нужны нетипичные методики тренировки. То, что хорошо «переваривают» Домрачева и Скардино, не будет эффективно для Писаревой. При этом в случае индивидуального подхода результаты могут вырасти. Думаю, и Федор Свобода, и Альфред Эдер, которые уже не первый год работают с командой, это также понимают, и если они правильно сработают при подводке к Олимпиаде, Писарева может оказаться очень полезна. Но не думаю, что ее хватит на весь сезон.

Кристина Ильченко


Людмила Калинчик: Кристина пока очень нестабильна. Старается, но ей откровенно не хватает опыта. А в современном биатлоне уже мало стрелять точно. Это может гарантировать место в лучшем случае в числе 15 лучших. Чтобы претендовать на пьедестал, нужно стрелять точно и быстро, а у Кристины пока проблемы с точностью случаются даже при медленной стрельбе.

Сергей Новиков: Точность во многом зависит от характера. В биатлоне, за редким исключением природных талантов, лучшие результаты показывают те, кого в обычной жизни могли бы посчитать флегматиками. Импульсивным все дается сложнее, а Ильченко как раз из таких, «взрывных», ее легко выбить из колеи и заставить ошибаться. К тому же ей, как мне кажется, свойственно в мыслях забегать вперед. Условно говоря, только пришла на стрельбище, а уже представляет, какое место займет.

Владимир Чепелин


Сергей Новиков: Это лидер команды с неплохим потенциалом. Достаточно вспомнить, что в 2014 году он бежал на уровне десятки Кубка мира. С тех пор, правда, в мужской команде сменилось много тренеров, и это сказалось на уровне подготовки. Сейчас, насколько я знаю, у ребят также идет притирка с новым наставником, но Чепелин по–прежнему остается сильным и достаточно опытным спортсменом, который способен на многое. На дистанции он часто показывает более высокую, чем у мировых лидеров, скорость. Может отстреляться на ноль. А вот совместить все воедино ему никак не удается. И, кстати, тоже из–за характера. Чепелин постоянно пытается взять на себя слишком много, загрузить голову ответственностью и кучей каких–то забот. Если перестанет дотошно анализировать, с каким тренером ему комфортнее работать, в каком году был более весомый прогресс и что ему постоянно мешает, результат может удивить даже самого Володю.

Сергей Бочарников


Людмила Калинчик: Бочарников тоже выстреливал на этапах Кубка мира, показывал неплохой потенциал. Но проблема в том, что результаты у мужчин традиционно гораздо плотнее, чем у женщин. Если у нас в минутное отставание укладывается человек 20, то у мужчин могут «втрамбоваться» все 40, а результаты призеров — уложиться в одну секунду.

Максим Воробей


Сергей Новиков: Максим попал в команду во многом из–за проблем со скамейкой. Он — вчерашний юниор, и если бы у нас была сборная, как в 2006 году, шансов пробиться в основу у Воробья не было бы. В то время результаты юниоров если и упоминались, то двумя строчками в конце абзаца. А сейчас, в том числе и после чемпионата мира в «Раубичах», непонятно почему вознесли и Дашу Блашко, и Аню Солу, и Максима Воробья, хотя их уровень был хорош только на фоне сверстников. Казалось бы, поздравили, отметили, и за работу. Но ребятам чуть ли не олимпийские медали на шею вешать стали, а сейчас удивляются: где?

Людмила Калинчик: И сами они, кстати, хотят получить все и сразу. Где–то засветились и решили, что теперь способны на великие свершения. Но так не получается, а переход из юниорского во взрослый спорт всегда был очень сложным. Хотя замечу, что тому же Максу Воробью сегодня выпала уникальная возможность. На чемпионате мира в «Раубичах» на фоне сверстников он бежал очень быстро и определенно имеет хороший потенциал. При этом уже сейчас Максим тренируется с сильнейшими спортсменами и соревнуется с мировыми лидерами. Это очень полезный опыт, который просто нужно грамотно использовать.

Роман Елетнов



Сергей Новиков: Наблюдал показательную картину. На нескольких этапах Роман приходил на стрельбище, видел себя на большом экране, понимал, что показывает неплохое время на дистанции, и начинал играть на публику. Каждый промах встречал так, словно случился конец света. Махал руками, чуть ли не по голове себе стучал. Эти детские эмоции сильно мешают, над ними нужно работать, но парень очень перспективный и со временем может вырасти в хорошего спортсмена. Если, как я в свое время, Рома сможет на трех тренировках подряд по 12 рубежей на ноль закрывать, уверенность в своих силах у него появится сама собой.

Людмила Калинчик: Тренеры отмечали, что статистика стрельбы в нынешнем году у ребят выросла. Это, конечно, еще «летние» данные, и зимой все может оказаться по–другому. Но, с другой стороны, достаточно быстро бежали они еще в прошлом году, и замечу, что если раньше о ребятах вообще лишний раз старались не вспоминать, то сегодня всерьез обсуждают их перспективы. Хороший знак!

Антон Смольский, Дмитрий Абашев, Александр Дорожко, Виктор Кривко

Людмила Калинчик: Лучший среди белорусских спортсменов результат на Кубке Норвегии в Шушене показал Дмитрий Абашев, но в состав команды на этап Кубка мира включили Смольского. Это говорит не о каких–то подводных течениях в команде, а о том, что все эти спортсмены приблизительно одного уровня, и тренеры распределяют их по соревнованиям, исходя из программы подготовки и планов на сезон. Не удивлюсь, если на втором этапе Кубка мира Смольского заменит Абашев, Кривко или Дорожко. Переходы между Кубком мира и Кубком IBU всегда хорошо сказывались на конкуренции в команде, и, думаю, конкуренцию между этими ребятами за право полететь в Пхенчхан мы будем наблюдать до последнего старта.

komashko@sb.by

Фото Дениса Костюченко.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter