Их за дверь, они – в окно

В 1990–е годы они с большими клетчатыми сумками стали ходить по поездам, домам и офисам, предлагая косметику, кухонные приборы и всякую бытовую утварь, как правило, бесполезную и одноразовую. На память о такой встрече с первыми белорусскими коммивояжерами у меня остался массажер на батарейках. Симпатичный с виду, но совершенно не эффективный. Больше жужжит, чем массирует.

Со временем маркетологов, работающих влобовую — купите у меня что–нибудь, — становится все меньше. В офисы чужаков с большими сумками не пускают. Последний раз встречала сетевиков разве что в электричке. Однако это совсем не значит, что бизнес навязчивых услуг исчез. Как раз таки, наоборот, он активно развивается, но совершенствуется и принимает изысканные формы.

На днях в Минске на досках объявлений у подъездов появились наклейки следующего содержания: «Уважаемые жильцы! В связи с увеличением канализационных засоров сообщаем, что в течение ближайших 3 рабочих дней в жилых помещениях вашего дома будет производиться обработка слива ванн, раковин и унитазов. Без снятия труб! Запись на очередь для проведения профилактических работ по тел... Режим работы: без выходных». Не правда ли под копирку жэсовский стиль? А когда набираешь указанный номер, тут же слышишь уверенный тембр: «Водоканалсервис».

— Какое отношение вы имеете к «Водоканалу»? — начинаю разговор.

— ...Никакого, — тушуется собеседник.

— Тогда почему вы решили, что в доме есть проблема с канализацией?

— Но такая же проблема есть, это известно. К тому же никто не навязывает вам услугу. Это все добровольно.

Кстати. В чем заключается сервис? Подаете заявку, специалист гидропомпой прокачает сливные трубы и обработает, как было сказано, профессиональным химическим средством. Каким — не назвали. Цена за все 15 рублей. Собственно, для точно таких же целей под рукой у каждой хозяйки найдется сантехнический вантуз (цена от 2 до 6 рублей) и «Крот» (по 3 рубля за литр). Но, кроме того что цена услуг откровенно завышена, есть еще один нюанс.

После реформы ЖКХ в каждом доме, даже если там не создано товарищество собственников и нет персональной команды, обслуживающей коммуникации, хозяин все–таки имеется — это хаус–мастер, который призван следить за порядком в общедомовых сетях и коммуникациях. Наверняка ему раньше, чем жильцам, надо бы поинтересоваться, чем продувают канализационные трубы подобного рода коммерческие компании и какие химреактивы в них заливают. Допуск к общедомовым системам канализации — далеко не персональное дело, допустим, пенсионера, который легко перепутает коммивояжера, втюхивающего «Крота» с 500–процентной накруткой, с работником госструктур. И пустит. И заплатит. И потом будет жаловаться. Ведь перед нами реальное вмешательство в инженерные коммуникации дома. Кто будет отвечать, если после подобного рода промывок трубы в какой–нибудь старой пятиэтажке, заждавшейся капремонта, лопнут и зальют соседские квартиры на нескольких этажах?

Увы, это все те же узнаваемые персонажи — коммивояжеры из 90–х. Раньше они бесцеремонно звонили в вашу дверь и обманным путем втюхивали фильтры воды неизвестного действия и происхождения. Или звонили с предложением регулировки стеклопакетов, причем даже там, где их нет. И вот новый сценарий. В общем, как в известной поговорке: вы их за дверь, они — в окно.

aelita@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter