Их соединила воронка от бомбы

КОНЕЧНО, война — это смерть, горе, слезы. Но и в то суровое время люди радовались жизни, любили. Весной 1945 года судьба свела старшего лейтенанта Николая Лесниковича и медсестру Зинаиду Мальцеву в венгерском городе Сегед. Однако зарождению серьезных чувств, как нередко показывают в кино, предшествовал конфликт.

Зинаида и Николай ЛЕСНИКОВИЧИ из Солигорска сыграли свадьбу 9 Мая 1945 года.

КОНЕЧНО, война — это смерть, горе, слезы. Но и в то суровое время люди радовались жизни, любили. Весной 1945 года судьба свела старшего лейтенанта Николая Лесниковича и медсестру Зинаиду Мальцеву в венгерском городе Сегед. Однако зарождению серьезных чувств, как нередко показывают в кино, предшествовал конфликт.

…В дверь приемной военного коменданта, где дежурил в тот день его помощник Николай Лесникович, постучали. Вошла миловидная девушка-сержант.

— Мне срочно нужно к коменданту, — заявила она.

— Без пропуска нельзя, — ответил Николай, как того требовала инструкция.

— Некогда мне бумажки выписывать, — возмутилась девушка.

И не успел старший лейтенант глазом моргнуть, как она ловко проскользнула мимо него, открыла дверь и скрылась в кабинете начальника.

«Теперь влетит мне», — решил Николай, обдумывая, как оправдываться за свое упущение.

Через некоторое время девушка вышла из кабинета вместе с комендантом. Помощник стал объяснять начальнику, мол, я не пускал, но она такая настойчивая...

Глаза медсестры загорелись.

— Сухарь! — бросила она гневно в адрес Николая и стремительно исчезла.

— Как она тебя! — засмеялся комендант. — 2:0 в пользу сержанта. А вообще-то я ее знаю, она человек хороший. Работает у нас в госпитале. Хочешь, познакомлю?

Николай ошарашенно замахал руками. Как можно знакомиться с такой нахалкой, которая заставила его краснеть перед начальством?

А через пару дней он снова увидел эту же медсестру, она разговаривала на улице с его начальником. Когда старший лейтенант подошел к ним, комендант сказал:

— Мне надо идти по делам, а ты, Николай, проводи Зиночку до госпиталя.

— Не надо мне провожатых, — фыркнула девушка. — Сама дойду.

И не успел Лесникович прийти в себя от очередной дерзости медсестры, как она исчезла.

Время шло, и Николай постепенно стал забывать эти события. Возможно, с той медсестрой он никогда бы и не встретился. Но судьбе было угодно распорядиться по-иному.

Однажды старший лейтенант шел по городу. В это время начался налет немецкой авиации. Вдруг в нескольких шагах от себя он заметил уже знакомую медсестру Зиночку. Она не обращала внимания на сирены и что-то спокойно разглядывала в витрине магазина. И тут послышался вой падающей бомбы. Не раздумывая, Николай схватил медсестру и потащил в подвал стоящего рядом дома. Через несколько секунд раздался страшный взрыв. Когда налет закончился и оба вышли на улицу, на том месте, где еще совсем недавно стояла Зина, зияла огромная воронка. Ошарашенная девушка некоторое время стояла в оцепенении, а затем зарыдала и прильнула к плечу офицера.

— Я больше никогда не буду от тебя убегать, — прошептала она. — Ведь если бы не ты, я могла бы погибнуть. Так нелепо, когда войне уже скоро конец.

Этими словами Николай был потрясен больше, чем взрывом бомбы. Еще не понимая толком, что делает, он неожиданно для себя погладил девушку по голове. А затем они медленно пошли по улице и стали рассказывать друг другу об иных ситуациях, когда смерть окатывала их своим холодком.

Зина, будучи медсестрой, видела тысячи убитых и раненых. Она выносила солдат с поля боя у стен Сталинграда. Вместе с бойцами форсировала Днепр. К постоянной опасности до того привыкла, что здесь, в Венгрии, чуть не поплатилась за это жизнью. А Николай воевал в Крыму, высаживался с десантом на Малой земле. Во время налета фашистской авиации бомба попала в их катер. Лесниковича взрывной волной выбросило за борт, и он чудом остался жив. Потом молодой офицер командовал взводом штрафников, где кровью смывали позор и разжалованные майоры, и подполковники. Был контужен. Получил три ранения. Одна из пуль оголила ногу до кости. Поэтому и конец войны встречал не в боевой части, а в комендатуре.

После того памятного авианалета они стали встречаться каждый день. Та воронка от бомбы словно соединила их. А между тем война уходила все дальше на запад. Фашистов добивали. К концу апреля — началу мая в городе не слышно было уже ни артиллерийской канонады, ни взрывов бомб. Молодые люди гуляли по улицам, наслаждались ароматом цветущих садов. В один из вечеров Николай признался Зине, что любит ее и хочет, чтобы она стала его женой.

Девушка внимательно посмотрела ему в глаза и промолвила в ответ:

— Я согласна. Но не сейчас. Мы с девчонками у себя в госпитале дали клятву не выходить замуж, пока не кончится война. Так что свадьбу сыграть можем хоть в День Победы.

— Ловлю на слове, — засмеялся Николай.

Ждать пришлось недолго. Лесникович в числе первых в городе узнал по радио о капитуляции Германии. После этого ошеломляющего известия он первым делом помчался к любимой в госпиталь. Вбежав, запыхавшись, в кабинет к Зине, он закричал:

— Женимся сегодня!

И в ответ на недоуменный взгляд Зины добавил:

— Победа!

А вечером 9 Мая у Николая с друзьями и у Зины с подругами был двойной праздник. Отмечали конец войны и играли свадьбу. Тосты поднимали поочередно — за Победу и за счастье молодоженов. И не важно, что на невесте не было фаты и белого платья. Счастья от этого не становилось меньше.

Когда веселье шло к концу, Николай сказал Зине:

— Я подготовил тебе сюрприз. Снята квартира, где мы с тобой будем жить на первых порах.

— А что скажут люди? — промолвила в ответ невеста. — Брак-то, вроде, неофициальный.

— Очень даже официальный! — засмеялся в ответ Николай и позвал своего начальника-коменданта.

Тот достал из полевой сумки лист бумаги и написал: «Удостоверяю, что Николай Ануфриевич Лесникович и Зинаида Григорьевна Мальцева действительно вступили в законный брак 9 мая 1945 года». И шлепнул войсковую печать.

А назавтра уже молодая жена заявила новоиспеченному мужу:

— Я тоже приготовила тебе сюрприз. Это платье заказала портнихе еще вчера. Она всю ночь шила, и вот теперь я его надену, чтобы нас с тобой запечатлели на свадебной фотографии.

ТОТ снимок Лесниковичи бережно хранили более шестидесяти лет своего счастливого брака, большую часть которого они прожили в Солигорске. И каждый День Победы для них всегда был двойным праздником.

Василий ГЕДРОЙЦ, «БН»

НА СНИМКЕ: супруги ЛЕСНИКОВИЧИ в 1945 году.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter