«СОЮЗ» побывал на тренировке московской конной полиции

Их не выбить из седла


Александр Мелешенко

alehaxdrid@mail.ru, Москва


Посмотреть, как служат лошади, мы отправились на базу Первого оперативного полка московской полиции.

На подготовку кавалериста уходит полгода. Важно, чтобы между наездником и лошадью был союз, построенный на уважении...
ПРЕСС-ЦЕНТР ГУ МВД РОССИИ ПО Г.МОСКВЕ

В составе полка два кавалерийских батальона, это 350 человек и 200 лошадей. Подразделения расположены в разных частях Москвы, вблизи лесопарковых зон, патрулировать которые удобнее всего верхом. Основные конные силы собраны на улице Викторенко — в построенных после войны конюшнях размещено около 80 лошадей.

— За каждым полицейским‑кавалеристом закреплена лошадь, на которой он несет службу, тренируется и ухаживает за ней, — рассказывает «СОЮЗу» врио командира 1‑го кавалерийского батальона Сергей Сибирев. — Каждый день для уборки стойла и ухода за лошадью отводится час, за это время лошадку очищают от грязи и пыли.

Зимой еще полчаса дается для подготовки снаряжения — шипов противоскольжения и специальных накидок, их называют попоны и полупопоны...

К нашему приходу лошади уже приведены в порядок, около десятка из них вместе с наездниками находятся в большом крытом манеже — это главная тренировочная площадка. Кавалеристы, среди которых немало девушек, сидят верхом на лошадях и передают друг другу автомат Калашникова. От первого же выстрела у меня закладывает уши, а глаза сами зажмуриваются, но лошади не показывают даже малейшего волнения. Вскоре автомат в руках наездников сменяется дымовой шашкой. От яркого красного свечения и едкого дыма глаза слезятся даже у людей, но лошади снова — само спокойствие. Они спокойны даже тогда, когда наездники начинают размахивать настоящими казачьими шашками.

— Это лишь небольшая часть испытаний для лошадок. Благодаря таким тренировкам они учатся не пугаться громких звуков, резкого света, вспышек, дыма, большого количества людей и других факторов, с которыми приходится иметь дело во время службы, — объясняет «СОЮЗу» полицейский‑кавалерист Наталья Романова. Помимо обычной работы со своей лошадью по кличке Дым Наталья занимается также подготовкой молодых скакунов.

Благодаря тренировкам лошади учатся не пугаться громких звуков, резкого света, вспышек, дыма, большого скопления людей.
ПРЕСС-ЦЕНТР ГУ МВД РОССИИ ПО Г. МОСКВЕ

В полицию лошади попадают в возрасте 3—4 лет — их покупают на конезаводах и фермах по всей России. После года тренировок проводится экзамен, во время которого комиссия определяет уровень подготовки. Если он недостаточный, то лошадь отправляют еще на полгода ремонта — так называют учебу.

— На подготовку кавалеристов уходит от трех до шести месяцев. Все начинается с освоения правил подхода к лошади, — говорит инструктор по кавалерийской подготовке Любовь Бычкова— Очень важно, чтобы между наездником и лошадью был союз, построенный на уважении...  Бывает, что люди для работы с лошадьми не подходят. Их, по словам Любови Бычковой, около двух процентов.

Чаще всего кавалеристы патрулируют парки. Наталья Романова вспоминает, что однажды во время объезда они с напарником услышали крик и, по сути, предотвратили убийство. Задержанный мужчина оказался в розыске.

Подковывают полицейских лошадей обычно раз в месяц — на городском асфальте такая «обувь» быстро изнашивается. Зимой в подковы вкручивают специальные шипы против скольжения.
ФОТО: РОМАН ЩЕРБЕНКОВ

Также конную полицию используют во время футбольных матчей и городских мероприятий. Кавалерия хорошо поработала во время прошлогоднего чемпионата мира по футболу, а в 2014 году лошадей вместе с наездниками перевозили на специальных машинах в Сочи, где проходила зимняя Олимпиада.


А КАК В БЕЛАРУСИ?


Владимир Козырев

kozyrev@sb.by


О конной милиции в Беларуси сохранились лишь воспоминания. Единственное в стране специальное конное подразделение патрулировало на протяжении 15 лет улицы Гродно. Инициатором его создания в 1991 году был начальник УВД Гродненского облисполкома полковник милиции Федор Гудей. К слову, чуть позже он стал первым милицейским генералом в суверенной Беларуси. О событиях почти 30‑летней давности Федор Павлович вспоминает с ностальгической улыбкой:

— Развал Советского Союза привел к резкому всплеску преступности. Криминальные элементы оживились, бросая вызов правоохранительным структурам. В этой ситуации необходимо было применять новые, зачастую новаторские меры. Среди прочих я принял решение о создании конного взвода. Начали с того, что закупили восемь лошадей. Приобретали те породы, которые лучше всего поддаются дрессировке. И не где‑то «за бугром», за сотни и тысячи километров, а в сельхозпредприятиях Гродненской области.

Дело пошло! Вскоре конный взвод насчитывал уже 12 рысаков, патрульно‑постовую службу ежедневно несли 30 милиционеров‑кавалеристов. Поначалу люди с удивлением поглядывали на элегантных лошадей и подтянутых милиционеров в новенькой экипировке. А потом привыкли: дети просили милиционеров погладить лошадок, взрослые — сфотографироваться с ними. На массовых мероприятиях конные патрули встречали радостными возгласами и аплодисментами.

Генерал‑майор милиции в отставке Федор Гудей отмечает:

— Наиболее эффективными конные патрули были в лесных массивах. В некоторые места автопатрулям было не добраться, а пешие не столь мобильны. Многие разбои, хулиганства и грабежи раскрыты именно благодаря четким и оперативным действиям сотрудников кавалерийского взвода.

Лошади быстро адаптировались в Гродно. Через месяц‑другой они уже не бросались из стороны в сторону при выстрелах из огнестрельного оружия, не боялись громких звуков и резких движений. Четвероногие стражи законности отрезвляюще действовали на хулиганов, для них не было бездорожья даже в промозглую дождливую осенне‑весеннюю пору.

Около 15 лет подразделением руководил майор милиции в запасе Николай Данещик. Он вспоминает:

— Мы выполняли триединую задачу: профилактику уличной преступности, охрану общественного порядка и раскрытие преступлений. Лесные массивы, дачные участки... Должный порядок навели там быстро. Лошадь — животное очень умное, а ее грозный в амуниции внешний вид и цокот подков быстро могли остудить даже самую горячую голову.

Как‑то во время праздничного милицейского парада заезжий итальянский бизнесмен увидел белоснежного скакуна. И онемел от восхищения... А затем предложил в обмен новенький джип Grand Cherokee. Стражи порядка от подобного предложения отказались. Увы, прошло еще пять лет, и породистых рысаков пришлось экстренно распродавать — в Гродно было принято решение о сокращении конного взвода. Но это уже совсем другая история.

У ЛОШАДКИ НА ОБЕД

• В рацион полицейской лошади входят не только овес и сено, но и соль‑лизунец, а также мел.

• Кормят лошадей трижды в день практически одинаковыми порциями — в 5, 13 и 21 час.

• В общей сложности в день каждой лошади полагается 7 кг овса, 9 кг сена, а также 25 граммов соли и 15 граммов мела. Последние нужны в качестве источника кальция и других полезных веществ.

• Лошадям, вернувшимся с тренировки или службы, зерно положено только после 1‑2‑часового отдыха.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter