Когда телега впереди лошади

Их не учит история

На днях, листая интернет, задержался на лекции профессора МГУ, известного в стране нейрофизиолога Вячеслава Дубынина. Она посвящена атаке вируса на человеческий мозг. Захотелось узнать, как нынешний коронавирус работает на этом поле, подвергает ли опасности, оставляет ли следы в главном «компьютере» нашего организма, то есть мозге.

Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ

Тема эта показалась мне актуальной в связи с тем, что ряд моих знакомых, перенесших эту болезнь в достаточно тяжелой форме, рассказывали о некоторых неизвестных им ранее симптомах, связанных с психикой.

Не знаю, как у студентов, которым была адресована лекция уважаемого профессора, но у меня, прослушавшего ее до конца, все же остались вопросы. На некоторые из них хотелось бы получить более конкретные ответы. В принципе, на самый главный вопрос ответ прозвучал: коронавирус оказывает влияние на мозг лишь при самых тяжелых формах, когда проникает в кровоток и вызывает серьезное заражение крови. Такое возможно, но происходит очень редко. И в этом, утверждает профессор, отличие коронавируса, имеющего множество молекул, от, скажем, вируса бешенства, у которого всего пара молекул, но он проникает прежде всего в мозг. То есть срабатывает эффект лома: чем проще снаряд, тем опаснее он бьет. И все же если бы мне представилась возможность задать дополнительные вопросы лектору, я спросил бы о том, какие еще симптомы заражения мозга коронавирусом, кроме перечисленных, могут проявляться. Имеет ли к этому отношение потеря запахов и вкуса? Почему, к слову, они восстанавливаются у переболевших по-разному — от нескольких недель до полугода. Как лечится воздействие этой болезни на мозг и удается ли избавиться от него окончательно?

Я не пожалел, что дослушал лекцию Вячеслава Дубынина до конца. Узнал для себя много интересного. Ну, например, что самым хитрым из всех известных ученые считают вирус герпеса, хотя он и классифицируется как один из менее опасных. Правда, есть пояснение: если этот недуг проявляется у вас чаще двух-трех раз в год, то это должно озадачить и стать поводом для тщательного обследования состояния организма. Любопытно и то, что вирусы — а их вокруг нас совсем немало — являются в этой среде конкурентами. Общий вывод такой: среди заболевших выигрывает тот, у кого крепче иммунитет. Но это, конечно, не новость и для дилетантов.

Сегодня повсеместно продолжается героизация медиков, оказавшихся в борьбе с пандемией на переднем крае. Все правильно — низкий им поклон. Но это и время задаться вопросом: не слишком ли мало (или, скажем так, недостаточно) сделано для того, чтобы медицинская наука и вирусология в частности были бы к этому времени более продвинутыми?

Разовью тему мозга в несколько ином ключе. Директор Института перспективных ис­сле­дований мозга МГУ академик Константин Анохин в недавнем интервью известному телеведущему произнес фразу, которая, как думается, несколько удивит многих. Оказывается, существует по классификации специалистов в этой области 12 загадок мозга. Так вот, на сегодняшний день полностью разгаданными считаются лишь две из них. Удивительно. Ученые уже вовсю работают над искусственным интеллектом, и никого не смущает, что мы так мало знаем о собственном мозге. Более того, озвучены гипотезы, предполагающие существенную опасность для человечества со стороны этого самого искусственного интеллекта. Этот неудержимый поезд познания мчится в неведомую даль с такой скоростью, что некогда всерьез задуматься о возможных последствиях.

Наивно было бы даже попытаться остановить или придержать научную мысль, то есть познать непознанное. Но тогда надо признать, что существует (без всякой мистики) некая иная сила, которая водит нашу планету по бесконечному небесному хороводу.

Академик Анохин в этом интервью обмолвился о том, что его коллеги открыли способ, которым можно стирать в человеческой памяти те или иные страницы, то есть ее фрагменты. Думаю, такими работами наверняка заинтересуются спецслужбы. Вообще, принято считать, что самые продвинутые открытия чаще рождаются в лабораториях, работающих на военную сферу. И это плохо. Такое отвлечение сил и средств не дает до сих пор сделать обычные практические разработки, позволившие бы излечивать пациентов с онкологическими и иными смертоносными заболеваниями.

Самый зримый пример тут показывает нынешняя пандемия, когда одна за другой накатывают волны опасной болезни, уже унесшей миллионы жизней. Логика подсказывает, что следует объединять усилия ученым во всех концах мира, но происходит все наоборот. Ожесточились в конкуренции фармацевтические компании. Тот же Евросоюз поступает бесцеремонно с российской вакциной «Спутник», не пуская ее на свой рынок.

Похоже, в данной ситуации наиболее мудро поступают в Беларуси. Стараются без паники и малообъяснимых экспериментов бороться с охватившей мир напастью. Наши ученые-медики близки к созданию собственной вакцины. Думается, что не за горами и эффективные препараты для излечения от коронавируса и его последствий. Все это пригодится. Известный доктор Александр Мясников, например, считает, что нынешний коронавирус, скорее всего, станет сезонным заболеванием.

Впечатление такое, что некоторых наших соседей раздражает и обуревает зависть от спокойствия и уверенности в своих силах белорусов и они, мягко говоря, вредничают. Конечно, нам от этого не легче. А им?

Вот уж действительно история учит тому, что ничему не учит. Мир ощетинился, и в нем стало неуютно всем. Мне же чаще думается, что в такой ситуации поведение Беларуси пригодилось бы всем на внешнем периметре. Не столь уж велик этот колючий мир…

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter