В преддверии праздника Пасхи узнали тайну восстановления икон

Их миссия — спасти священный образ

Иконы для верующих больше, чем священные изображения. Это живые образы, которые утешают, наставляют, исцеляют, помогают. Но иногда и они нуждаются в помощи. У каждой иконы, как и у человека, своя судьба. Не всегда простая. Прочесть и даже изменить ее могут реставраторы. Корреспонденты «Р» отправились в реставрационную мастерскую Свято-Елисаветинского монастыря Минска, чтобы узнать тайну восстановления иконы. 

Юлия Вишцева мечтала работать в реставрационной мастерской.

Раны на иконе

Храмовые, именные, венчальные, мерные, семейные и другие иконы на основе дерева, бумаги, металла, холстов попадают в реставрационную мастерскую. Здесь священные изображения повсюду. У каждого образа сложная судьба. Одни прошли через огонь пожара, другие пострадали от перепадов влажности и температуры, когда хранились на чердаках или в подвалах. Иконы плесневели, покрывались царапинами, загрязнялись, трескались. Их поедали жучки, ранили стихийные бедствия и людское забвение. 

— Много очень разрушений бывает, — у реставратора Ирины Лось одновременно в работе 10–12 икон. — И доску приходится укреплять. Бывает, жучок все поест в труху. Справляться с такими сложностями помогает десятилетний опыт реставрации. 

Ирина пришла сюда по внутреннему зову. 

Ирина Лось: «Ни одна икона не попадает к нам случайно».

— Делала росписи в частных домах, работала в кино помощником режиссера. Окончила иконописную школу. Трудилась в детском доме, когда отец Сергий попросил меня поработать в мастерской. Так и осталась здесь. 

Реставрационная мастерская Свято-Елисаветинского монастыря открылась в 2009 году. За эти годы реставраторы, среди которых профессиональные художники и искусствоведы, восстановили сотни образов. 

Икона не только глубоко символическое изображение, где всякая деталь наделена духовным смыслом. Она живой организм. К ней, как и к человеку, нужен особый подход. 

— Икона действительно живая, — в этом Ирина убеждена. — Через нее идет связь с Богом. Бывает, над иконой трудно работать. Казалось бы, простые действия, которые знаешь наизусть и можешь сделать с закрытыми глазами, а работа не идет. Чистишь — она не чистится или счищается краска. Очень чувствуется, когда такой предмет приносят люди верующие, живущие духовной жизнью. В таких случаях работа сама делается.

— Как вы себя духовно готовите к работе над образом? — интересуюсь у Ирины Лось. 

— Важно пойти к духовнику за благословением. Мы соблюдаем посты, читаем канон иконописцу святому преподобному Андрею Рублеву, акафист святителю Николаю. Каждый день изучаем Евангелие, Деяния Апостолов, Ветхий Завет, притчи Соломона. Живем всем этим и не представляем иного уклада. 

Иконе «Спаситель мира», пережившей пожар, более 100 лет.

Ответ свыше

Святые, смотрящие на реставраторов с икон, помогают и тогда, когда сами нуждаются в помощи. Неописуемая связь возникает у художника с каждым восстанавливаемым образом. Работа со священным изображением меняет внутренне. Ни одна икона не попадает в руки мастера случайно.

— Мне кажется, Господь посылает именно тот сюжет, который необходим тебе в определенный период, — считает Ирина. — Когда ты восстанавливаешь образ, то ищешь лик святого, читаешь о нем и события его жизни проецируешь на свою жизнь, получая ответы на важные для себя вопросы. Я стала радостнее, стала больше любить людей, спокойнее относиться к жизни. Любой человек, который приходит в храм, прикладывается к иконе, непременно получает ответ от Бога. Главное — молиться и верить.

Слой за слоем

Сейчас у Ирины в работе иконы «Покров Пресвятой Богородицы», «Владимирская», «Всех Скорбящих Радость», икона Спасителя из слуцкого монастыря. Храмовую икону «Благовещение» прислали из Сыктыквара. В мастерской дожидается монтажа иконостас XIX века из храма, что в деревне Добромысль. Художники полностью реставрировали холсты, восстановили и укрепили живопись.

Возрождение старинных икон — работа ювелирная, когда под микроскопом счищается по миллиметру. На пути к обновлению образ проходит починку основания, укрепление красочного слоя, выравнивание поверхностного покрытия, раскрытие живописи, восстановление утрат иконописи. Завершается работа нанесением защитного слоя лака и облачением иконы в киот или рамку. Иногда процесс реставрации требует до полугода-года кропотливого труда. 

В художественном наборе реставратора краски, растворители, клеи, целый комплекс реактивов. У него есть специальная литература, знания и молитва. В углу мастерской теплится лампадка — символ неугасимого Божьего огня, непрерывно горящего в человеке. Так, с пламенем в сердце, слой за слоем художники достают священные образы из-под завалов времени. 

У Ирины на столе Боголюбская икона Божией Матери, одно из старейших полотен. Его восстановили по контуру и следам оригинальных надписей. Все остальное стерли годы. 

— Трудно ли расставаться с иконой, в которую вложено столько труда? 

— Я очень радуюсь, когда заканчиваю работу. Но, признаюсь, бывают такие, которые хочется оставить. 

Помещение мастерской, пропитанное растворителями, однажды расцвело душистым ароматом. 

— Как-то принесли чудотворную икону из храма. Она благоухала, как самый душистый ладан. 

Благоухание, кровоточение, просветление, мироточение — все эти чудесные события, происходящие с иконами, еще раз подтверждают, что священные образы — живые творения. 

— Однажды из дому заказчик принес венчальную пару. Это иконы Богородицы и Спасителя, которыми благословляют молодоженов. Там разрушился оклад. Наталия, наш реставратор, нашла образцы, прописала одежды. Оформили пару в рамочку и отдали заказчикам. Спустя некоторое время до нас дошла информация, что иконы стали мироточить. Думаю, заказчики были благочестивые люди. 

Художники стараются сохранить на священных изображениях дух старины, восстанавливают и оклад. 

— Когда-то у нас была икона XVII века «Параскева» из храма. Очень интересная работа. 

Сила молитвы

В мастерскую приносят семейные реликвии, которые вместе с их владельцами прошли войну и гонения, передавались из поколения в поколение. 

Однажды к реставраторам попала икона, закрашенная черной краской. Так делали во времена иконоборчества для спасения святыни. Заказчик не знал, какой сюжет на иконе. Даже у художников не было надежды, что изображение сохранилось. 

— Когда мы ее расчистили, — рассказывает руководитель реставрационной мастерской Наталия Зенкова, — нам открылся образ тонкого письма и дивной красоты «Всех Скорбящих Радость». 

Наталия Зенкова: «Нам открываются дивные образы».

Реставратора Юлию Вишцеву впечатлила история заказчицы, с чьей иконой она работала. 

Стук в шкафу разбудил женщину. В поисках источника неопределенного звука она пересмотрела все полки и обнаружила старый образ Казанской Божьей Матери. Решила, что его надо обновить. 

— Иконочка была простенькая, — говорит Юлия, — но, что интересно, шум прекратился. Такое вот чудо. 

Еще одним чудом, связанным с домашней иконой «Спаситель мира», которая сейчас находится на реставрации, поделился Дмитрий Янушкевич из Минска. Его мама, будучи девятиклассницей, спасла икону из пылающего дома. 

Это случилось снежной зимой. Был крепкий мороз, лютовала вьюга. Семья собралась на кухне, каждый за своим делом. Мама Дмитрия, которой тогда было 15 лет, села за уроки. Родители хозяйничали рядом. За окном вспыхнуло зарево. 

— Мама рассказывала, что они сразу и не поняли, в чем дело, — взволнованно передает историю Дима.

Мгновение — и дом охватило пламя. 

— На чердаке хранился пух ото льна. Холодно было, печь топили сильно, и, наверное, из дымохода на чердак попала искра. 

Родители мамы Дмитрия выбрасывали вещи. А она в страхе закрылась в одной из горниц, прячась от пожара. 

Шквальный ветер разносил огонь, молниеносно охватывавший комнату за комнатой. Оправившись от шока, девушка бросилась на кухню и схватила со стены икону. Кровь текла из носа. Выбежав на улицу, отдала «Спасителя мира» матери. Отец девушки пытался тушить пожар. Между пылающим домом и сараем стоял стог сена. Пламя угрожало животным. Помощь не могла пробиться через завесу вьюги. 

— Мама рассказывала, что бабушка стала возле стога, прижала икону и молилась. Пожар не распространился дальше. Дом в Свислочском районе, стоявший на хуторе посреди поля, сгорел. Но Бог спас хозяйство, и никто из семьи не пострадал. Интересно, что дня за два до пожара все восемь детей бабушки собрались в доме. Обычно они приезжали по отдельности. Будто Спаситель их собрал, чтобы попрощались с домом. 

По словам реставраторов, икона мамы Дмитрия выполнена в технике литографии. Относится к 1905 году. 

Икона — это больше, чем произведение искусства или предмет убранства дома. Священный образ не ограничивается рамкой или окладом. Он заполняет все жилище, присутствует рядом с человеком, даже если тот находится далеко от домашнего алтаря. И ничего не требует. Только ждет. Молитвы и внимания. 

kosiykova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter