Память о погибших 16 дукорских партизанах и их товарищах жива и спустя век после трагических событий

Их было шестнадцать

События первой половины прошлого века, связанные с борьбой против оккупантов на временно разъединенных белорусских землях, за минувшие с той поры десятилетия обросли легендами. История 16 дукорских партизан, погибших во время польско-советской войны 1919—1921 годов, в их числе. То, что произошло на территории современного Пуховичского района весной 1920-го, в свое время послужило основой для стихотворных и даже драматургических произведений, допускавших некоторые вольности в изложении событий. Тем не менее сохранившиеся артефакты, а также людская память позволяет и сегодня воссоздать, пусть и в общих чертах, картину давно минувших дней.

Фронт в тылу врага

Знакомство с этой страницей белорусской истории начала ХХ века сразу же вызывает ряд вопросов. Например, почему речь идет именно о 16 партизанах, ведь с поляками сражалось куда больше людей, а в мае 1920-го под Дукорой оккупанты расстреляли 11 человек? Где находятся могилы убитых, если рядом с памятником на месте расстрела похоронены другие люди? Почему именно о событиях под Дукорой была написана пьеса и что подвигло автора на ее создание? Обо всем по порядку.
Согласно плану подпольного партийного комитета, в мае 1920 года на территории Пуховичского района намечалось нанести несколько одновременных ударов по захватчикам. Однако накануне боевых операций оккупантам удалось арестовать группу партизан и подпольщиков. 16 из них погибли.
Сегодня Дукора — это агрогородок в Пуховичском районе. Ее документально подтвержденная история берет свое начало в XVI веке. Когда-то центром поселения являлась усадьба, от которой до наших дней сохранились лишь несколько построек и въездные ворота. В годы Первой мировой войны Дукору заняли немцы, а в начале 1919-го сюда пришли большевики. Но ненадолго: в феврале 1919-го польские войска начали наступление на восток, заняв значительную территорию Беларуси — фронт стабилизировался лишь на линии реки Березины. Такое положение сохранялось до весны 1920-го. Организация борьбы с польской интервенцией стала тогда одной из главных задач советской власти, для чего был создан Западный фронт.

Летом 1919 года незадолго до прихода поляков молодой матрос Балтийского флота и член партии большевиков Андрей Блажко, как свидетельствует собранная в советские времена музейщиками информация, приехал домой проведать больного отца. Он был уроженцем деревни Харевичи, находящейся рядом с Дукорой. Как сейчас принято говорить, Блажко стал неформальным лидером местной молодежи, настроенной против оккупантов. В результате к весне 1920 года, когда большевики подготовили масштабное наступление на территории Беларуси и Украины (которому, по их задумке, должна была предшествовать не менее масштабная партизанская война), отряд народных мстителей в Дукоре уже был сформирован.

Андрей Блажко.
Организатором партизанской войны на Минщине являлся уполномоченный ЦК КП(б) Литвы и Беларуси Василий Шарангович, под руководством которого недалеко от Дукоры, в Михановичах, 5 апреля 1920 года был проведен партизанский съезд. Перед участниками подпольного сопротивления была поставлена задача активизировать диверсионную работу против польской армии. Командир вновь созданного партизанского отряда Андрей Блажко и комиссар Михаил Рудович, молодой уроженец деревни Заболотье Пуховичского района, возглавили эту деятельность. Их формирование насчитывало более ста человек, подпольный штаб находился в Харевичах.
Нападения на интервентов, изымание и уничтожение вывозимого поляками имущества, военные диверсии стали в окрестностях Дукоры реалиями жизни. Правда, недолго. Как свидетельствует краткая историческая справка, «3 мая оккупанты провели аресты партизан в деревнях Дукора и Харевичи. После пыток 17 мая 1920 года в урочище Пуща, расположенном в трех километрах на северо-запад от деревни Дукора, расстреляно 11 партизан: А. К. Ахрамович, А. А. Блажко, П. К. Бурый, И. И. Камлюк, И. Р. Камлюк, С. Р. Камлюк, Г. Ф. Катляник, А. А. Кривощекий, М. Ф. Малиновский, П. С. Позняк и М. И. Рудович. 30 партизан заключены в тюрьмы, где пять из них погибли».
За расстрелом дукорских партизан скрытно наблюдали только деревенские мальчишки. Спустя десятилетия представителям подрастающего поколения педагоги рассказывали, что перед смертью командир отряда Андрей Блажко якобы выкрикнул: «Прощайте, товарищи! Последний раз видите нас живыми. Скоро ляжем мертвыми в эту могилу, но за нас отомстят этим шкурникам наши братья, отцы и товарищи». А Михаил Рудович, воодушевляя товарищей, пел «Интернационал».
Впрочем, расстрел партизан не помог польским оккупантам сдержать наступление Красной армии — летом 1920 года ее войска заняли Дукору, а 11 июля освободили и Минск.

Так заканчивается краткое изложение фактов о партизанском сопротивлении и начинается история народной памяти…

Место расстрела стало местом памяти

Обелиск на кладбище в Дукоре.

Памятник погибшим землякам в урочище Пуща.
Из центра Минска до Дукоры около 40 километров в сторону Гомеля и примерно столько же минут езды на автомобиле. Сегодня это симпатичный агрогородок, в котором старые жилые дома соседствуют с современными усадьбами — многие минчане рады были бы обзавестись здесь земельным участком, но не всем удается — существует очередь. Одна из местных достопримечательностей — музейный комплекс «Дукорскi маёнтак», включающий оставшиеся после советских времен элементы дореволюционной усадьбы и новодел — кузницу, конюшню, зоосад, музей, популярный у туристов перевернутый дом и прочее. А еще в деревне и окрестностях много памятных мест, связанных с минувшими войнами. Место расстрела партизан в 1920-м одно из них. Правда, братской могилы этих героев нет в урочище Пуща, рассказывает председатель Дукорского сель-исполкома Светлана Лешкович:

— После освобождения Беларуси от польских оккупантов останки партизан были перезахоронены: Андрея Блажко — в деревне Харевичи, остальных — в деревне Пережир, это тоже в Пуховичском районе. На месте расстрела был поставлен памятник, впоследствии восстановленный в 1959 году. Мы еще называем его памятником погибшим землякам, потому что рядом с ним находится братская могила воинов Красной армии и партизан-подпольщиков, расстрелянных или убитых в годы немецко-фашистской оккупации.

Вслед за машиной главы сельисполкома едем в урочище Пуща. По асфальту, потом по проселочной дороге, мимо фермы, вдоль засаженного кукурузой поля. На опушке останавливаемся: дальше несколько сотен метров нужно добираться своим ходом. Дорога, кстати, не ахти: полузаросшая неровная колея от колес грузовиков. Светлана Лешкович поясняет: несколько лет назад здесь работали лесовозы — вывозили спиленные деревья, пораженные жуком-короедом. В то же время лес разрастается и молодые растения постепенно подбираются все ближе к знаковому месту. Но поляна с памятником, как мы убеждаемся, выглядит идеально. 

Бетонный пятиметровый обелиск, увенчанный красной звездой на металлическом стержне. На фасадной части — мраморная доска с текстом: «В память 16 партизан, погибших за освобождение Советской Родины 17 мая 1920 года в деревне Дукора (ниже 14 фамилий дукорских партизан), и неизвестных воинов и партизан, погибших в 1941—1942 годах». Могила обнесена металлической оградой.
— На протяжении десятилетий за этим местом ухаживали местные жители и организации, — Светлана Ивановна поправляет венок у подножия обелиска. — Кстати, символично, что именно этот памятник решением райисполкома закреплен за СУП «Дукора-Агро», сельхозорганизацией — преемницей колхоза имени 16 Партизан. Раньше в урочище проводили маевки — сейчас эта советская традиция ушла в историю. А вот в прошлом году в день 100-летия со дня расстрела возлагали цветы, подготовили тематические программы в местной школе, а также в Доме культуры.

Далее наш путь лежит обратно в агрогородок, на улицу имени Блажко — того самого командира партизанского отряда. Это одна из самых крупных местных улиц — более 150 частных домов. Правда, раньше она являлась частью деревни Харевичи — до ее объединения с Дукорой. Помнят ли местные жители героически погибших земляков? Конечно, помнят. Более того, здесь живут новые поколения родственников знаменитых партизан. А могила Андрея Блажко находится по другую сторону автодороги Минск — Гомель, на кладбище, которое также именуется Дукорским. Его мы тоже посетили. И убедились, что захоронение командира партизанского отряда в хорошем состоянии — ограда покрашена, высажены цветы. Расположено оно рядом с главной аллеей, метрах в ста от входа на кладбище. Будет время — обязательно загляните, склоните голову в память о борцах за освобождение Беларуси от оккупантов.

Рассказывают экспонаты

Одним из организаторов и руководителей партизанского движения на территории Пуховичского района в период Гражданской войны и военной интервенции 1918—1920 годов был учащийся Марьиногорского сельскохозяйственного техникума Михаил Рудович. В альма-матер погибшего более века назад народного мстителя до сих пор хранят память о знаменитом подпольщике. Имя Рудовича присвоено читальному залу библиотеки Марьиногорского аграрно-технического колледжа, в музее истории этого учреждения хранятся материалы о нем, его именем названа улица в поселке Марьино, где размещен колледж.

Руководитель народного музея истории УО «Марьиногорский государственный ордена «Знак Почета» аграрно-технический колледж имени В. Е. Лобанка» Елена Свиридова приглашает в зал. Экспозиции, говорит она, в нынешнем году исполняется 55 лет:

— Все, что здесь собрано, отражает историю нашего колледжа. Но учитывая, что мы самое возрастное среднее специальное учреждение образования сельхозпрофиля, здесь можно отследить и историю сельскохозяйственного образования в стране начиная с 1876 года. А также познакомиться с судьбой самых известных наших учащихся.

Елена Свиридова провела для нас экскурсию по музею в колледже сельского хозяйства, где учился М. И. Рудович.

Знакомимся. Михаил Рудович родился в 1900 году в деревне Заболотье, позже вошедшей в состав Пережирского сельсовета Пуховичского района. В ноябре 1918-го поступил в сельхозтехникум.

— Это было непростое, переломное время, — отмечает Елена Свиридова. — Но Михаил твердо хотел связать свою жизнь с работой на земле и учился на агронома. Тогда это были специалисты широкого профиля. Имея активную жизненную позицию и друзей в Дукоре, примкнул к партизанскому движению. Поддерживая связь с товарищами в родной деревне, Рудович занимался пропагандистской работой и в стенах техникума, увлекая за собой новых товарищей.

В свое время основатель музея Григорий Грабчиков, работая над созданием экспозиции, связался с сестрой Михаила Рудовича, которая согласилась поделиться своими воспоминаниями. Читаю пожелтевшие странички машинописного текста, подписанные Александрой Корженевской в августе 1967 года. Оказывается, до Октябрьской революции Михаил Рудович, находясь на иждивении родителей, некоторое время проживал в деревне Новый Двор под Минском, так как отец там работал по найму. Поступив в техникум, учился на отлично. Но…

«Михаил Иванович Рудович в детстве, когда жил в имении помещика, видел жестокую эксплуатацию бедных крестьян и работников имения, их бесправие, нищету, лишение прав на человеческое достоинство. За все это он возненавидел панов и их буржуазно-помещицкий строй, — читаю воспоминания сестры. — В период оккупации Белоруссии белополяками он уже был достаточно зрелым для участия в политической борьбе против белогвардейцев и белополяков. Он встал на путь защиты своей родины».

Началом политической деятельности стало взаимодействие с мужем сестры Иосифом Корженевским, членом партии большевиков с 1918 года. Вместе они посещали собрания, на которых обсуждалась возможность подрывной работы против оккупантов, срывали поставки оружия, сроки ремонта товарных поездов, организовывали крушение составов. Как-то Михаил должен был подобрать группу надежных товарищей в Марьиногорском техникуме и из числа односельчан, по сигналу из Минска разобрать железнодорожный путь и пустить состав с оружием под откос. Но их кто-то предал. Когда Рудович узнал об этом, он заехал домой, а затем по месту учебы, чтобы предупредить единомышленников об опасности. И, как свидетельствует сестра, был передан жандармам комендантом техникума и перевезен в Дукору. Там уже находились другие арестованные. Некоторые на допросах ссылались на Михаила как на организатора подпольной группы, и кое-кто после этого вышел на свободу. А Михаил — нет.
«Рано утром 17 мая 1920 года… из дукорского помещичьего имения вывели попарно 16 партизан на расстрел, — читаем в воспоминаниях сестры. — Во второй паре шел Миша, он окинул вокруг взглядом, увидел сестру и мужественным взглядом дал понять, чтобы она не плакала. Арестованных партизан сразу же окружили кольцом вооруженной пехоты, потом конницей, а начальствующие лица сопровождали отдельно».
В своем прощальном письме, которое родственникам передали вместе с ученической гимнастеркой, Михаил писал: «Дорогая сестра Аля, видя через окно, как ты плакала, я прошу тебя: перестань плакать, плачем горю не поможешь. Мы погибнем, но наше дело правое, оно восторжествует, наши браты доведут его до конца…»

Вместе — навсегда

Памятник погибшим партизанам в годы Гражданской войны в деревне Пережир.
Финальная точка маршрута по местам трагических событий 1920 года — деревня Пережир, что рядом с железнодорожным остановочным пунктом Седча осиповичского направления. Именно там, в самом центре населенного пункта, похоронено большинство дукорских партизан. Нас встречает председатель Пережирского сельисполкома Елена Зубович. Она подготовилась к приезду журналистов — извлекла откуда-то из канцелярских недр учетную карточку объекта историко-культурного наследия. Из нее узнаем, что памятный знак на могиле был установлен в мае 1923 года. Спустя почти век он представляет собой бетонный 2,2-метровый обелиск со звездой. На мемориальной доске надпись: «Вечная слава красным партизанам, погибшим за установление советской власти в годы Гражданской войны», а также имена 14 партизан. Могила, расположенная в центре деревни, обнесена оградой.

— Ответственным за поддержание порядка назначено РСДУП «Экспериментальная база «Зазерье» НПЦ НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства. Сельсовет, понятно, тоже присматривает. Рядом, кстати, находится братское захоронение 95 воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, — показывает на соседнюю ограду Елена Зубович. — Всего же на территории сельсовета 11 подобных захоронений.

Напоследок — загадка, которую нам так и не удалось разгадать. Если расстрелянных и погибших в тюрьмах дукорских партизан было 16, в Пережире похоронены 14, а на кладбище Дукоры лежит один, то где находится могила еще одного народного героя? Увы, ответа на этот вопрос в современных информационных источниках нет. А это значит, что пробелы в истории о дукорских партизанах еще предстоит восполнить…

СПРАВКА «СБ»

Советско-польская война — война между Польшей и РСФСР в 1919—1921 годах. На занятой польскими войсками в 1919 году территории Беларуси был установлен оккупационный режим. Глава Польского государства Юзеф Пилсудский выступил с обращением к населению бывшего Великого Княжества Литовского и пообещал, что даст местным жителям возможность самим решать свои национальные и религиозные проблемы. Но в реальности оккупационные власти ликвидировали органы местного управления, восстанавливали помещичье землевладение, закрывали белорусские школы и учреждения культуры. Мирный договор, подведший окончательную черту под советско-польской войной, был подписан 18 марта 1921 года в Риге между Польшей с одной стороны и РСФСР (делегация которой представляла также белорусскую и украинскую стороны) — с другой.

ГЕРОИ НА ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОДМОСТКАХ

Артисты-учащиеся техникума после постановки пьесы «Чырвоныя кветкi Беларусi» с автором В. Горбацевичем и ведущей драмкружка М. Васильевой.

Автор пьесы «Чырвоныя кветкi Беларусi» о подвиге дукорских партизан в борьбе против польских оккупантов — Василий Горбацевич (1893—1985), белорусский драматург, мемуарист, педагог, уроженец деревни Дукора. Заслуженный учитель БССР. В 1923 году пьеса была поставлена в театре имени Я. Купалы. Однако дальнейшая ее судьба незавидна: некоторое время она даже была запрещена. А в начале 1970-х один из преподавателей Марьиногорского сельскохозяйственного техникума при участии автора поставил «Чырвоныя кветкi Беларусi» на сцене учебного заведения силами членов местного драмкружка. Самодеятельные актеры неоднократно показывали спектакль на выезде, в том числе за пределами Минской области. В память о тех событиях в музее аграрно-технического колледжа хранится несколько экспонатов, в том числе фото участников постановки вместе с автором пьесы, небольшая афиша и письма драматурга.

nesterov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter