Иллюзия военной независимости

— Теория Урсулы фон дер Ляйен (председатель Еврокомиссии. — Прим. ред.), что Европа должна стать независимой от НАТО в военном плане, имеет под собой определенные основания. Но любой военный специалист скажет, что 800 миллиардов евро, которые планируется выделить на перевооружение ЕС, — это песчинка. Кроме того, Европа длительное время, находясь «под зонтиком» НАТО, затормозилась в развитии определенных технологий. И, честно говоря, неизвестно еще, как на эти заявления отреагирует Трамп. Ведь буквально недавно он призывал выпускать больше вооружений, на которых можно заработать. Поэтому мечты Европы о том, чтобы самостоятельно вооружиться, больше похожи на утопию или попытку выдать желаемое за действительное.
Еще один важный момент, на котором заострил внимание парламентарий, это Drang nach Osten (нем. «натиск на Восток». — Прим. ред.). По словам Анатолия Булавко, эта идея до сих пор прочно сидит в умах европейцев:
— Затевая те события, которые сейчас происходят в Украине, они ставили перед собой задачу — максимально ослабить Россию. Эта надежда у европейцев еще не растаяла. Но даже заявления Макрона о том, что французский «ядерный зонтик» защитит всю Европу от какой-то угрозы со стороны России, — все это не более чем пиар-ход. Давайте смотреть правде в глаза. Во-первых, ядерный потенциал Франции не настолько велик, чтобы охватить всю Европу, не говоря уже о каком-то сопоставлении с Россией. Во-вторых, это чисто французское оружие, и американцы, которые сегодня обслуживают свое оружие, вряд ли смогут обслужить французское. В-третьих, просто иметь ядерный боеприпас — это еще не все, важно иметь и средства доставки. Если французы и захотят разрабатывать какие-то национальные ядерные программы, их придется делать с нуля. Американцы своими технологиями делиться не станут. Поэтому эти идеи европейцам обойдутся очень дорого, и по времени это очень затратно.
Укрепляют позиции
По мнению эксперта, в Европе на данный момент нарастает военная конкуренция. За право быть в числе первых по милитаризации борется и наша западная соседка — Польша. О масштабных реформах в военной сфере польский премьер начал говорить еще в марте. Среди новаций, например, увеличение численности армии более чем в два раза, а также увеличение расходов на оборону до 5 % ВВП. Анатолий Булавко прокомментировал:— Сначала Польша заявила, что они хотят иметь самые мощные сухопутные войска. Затем Франция не только словом, но и делом попыталась это продемонстрировать. Та же Германия ставит перед собой определенные задачи в военном отношении. Готовы на все, лишь бы зарекомендовать себя глобальным игроком.
Для перевооружения Европе нужно железо, а с Россией контрактов нет, дополняет парламентарий:
— Где они возьмут столько железа и редкоземельных металлов, чтобы произвести те же танки? И это не говоря про то, что металлургическая промышленность — мощный потребитель энергии, для которого ценовую политику сегодня диктуют Штаты. Поэтому, на мой взгляд, заявления о том, что Европе нужна военная независимость, — это в большей степени демагогия некоторых руководителей, которые хотят на этом построить «политический багаж».
Неравнозначные обмены
На фоне внутренних политических игр в ЕС и их бравурных заявлений о стремлении к миру показателен пример лидеров Союзного государства. Президент Беларуси оказал содействие и помощь в организации процесса обмена пленными с Украиной тысяча на тысячу. Глава Российской Федерации Владимир Путин во время телефонного разговора 26 мая поблагодарил за это белорусского коллегу. Естественно, реакция Киева на помощь Минска была сдержанной. Если не сказать прямо — просто нулевая. Спасибо нам никто за это не сказал, но интересно другое. Анатолий Булавко обращает внимание на обстоятельства обмена:— Если мы говорим о списках, по которым Россия передала Украине людей, то это действительно военнопленные. Но не всех, кого Украина передала российской стороне, можно назвать военнопленными. В эти списки попали в том числе заложники. Около 20 человек — это вывезенные жители Курской области. Также свыше 100 человек — граждане Украины, которых преследовали по политическим мотивам якобы из-за поддержки СВО. Получается, что это пленные своей же страны.
Комментируя реакцию Зеленского на факт обмена пленными, белорусский парламентарий отметил:
— Как ни крути, но это определенный успех первого раунда переговорного процесса. Ведь Зеленский же подписал указ, который запрещает любые переговоры, но вопреки документу они состоялись. При этом роль Зеленского в данном процессе, мягко говоря, — «постоял рядом». Он в это время тоже был в Турции, но никакой информации о том, что отдавал какие-то указания своим переговорщикам, не было. Кроме того, украинская сторона поменяла военнопленных не на тех, кого хотела. Им хотелось «азовцев». И еще большой вопрос, через сколько на фронте опять появятся те люди, которых сейчас вернули в Украину.
КОНТЕКСТ
Снова понесло
Глава Украины вновь упомянул о возможности атаки из Беларуси.Во время протокольной части на саммите «Бухарестской девятки» и северных стран, который проходил 2 июня в Вильнюсе при участии генсека НАТО Марко Рютте, Владимир Зеленский в очередной раз просил у европейцев инвестиции на укрепление обороноспособности Украины под предлогом надуманных угроз со стороны нашего государства:
— Спросите у своей разведки, что Россия планирует этим летом в Беларуси, если они достаточно смелы, чтобы готовить атаки оттуда, то нам нужно больше совместных сил. И прямо сейчас это означает укрепление Украины, чтобы мы могли остановить эту войну и не допустить ее распространения. Вот почему производство оружия имеет значение.
Таким образом, по мнению Зеленского, только увеличением объемов производства оружия можно остановить войну. Где логика?

Возвращение домой
2 июня состоялся еще один раунд переговоров между российской и украинской делегациями в Турции. Стороны договорились сосредоточить очередной обмен пленными на двух категориях пленных: тяжелобольных и тяжелораненых, а также молодых солдатах в возрасте до 25 лет. Кроме того, согласован обмен телами погибших 6 тысяч на 6 тысяч.Пошли по нарастающей
В прошлом году военные расходы стран мира достигли 2,72 триллиона долларов — на 9,4 % больше, чем в 2023-м. Это рекордный рост со времен окончания холодной войны, следует из отчета SIPRI. Германия — лидер среди европейских стран в гонке вооружений. На страну приходится 3,3 % от общемировых затрат на оборону. Ее военные расходы на оружие и новые разработки растут третий год подряд. Впервые с 1990-го она стала лидером по затратам на оборону в Европе.demeshko@sb.by
Полную версию беседы на актуальные геополитические темы смотрите на платформе VIDEOBEL.BY и YouTube-канале «СБ ТВ».