Игры в народность

Что есть традиции сегодня? Осталось ли истинное понимание того, что составляет их суть? Ведь вызревали они долго, рождались из многовекового опыта поколений...
Что есть традиции сегодня? Осталось ли истинное понимание того, что составляет их суть? Ведь вызревали они долго, рождались из многовекового опыта поколений. А прошло время, и для нас сегодняшних осталась порой только внешняя обертка былых тотемов. Традиции в лучшем случае мы воспринимаем на уровне рефлексов, инстинктивно. Они у нас сосуществуют, к сожалению, в опасной близости с масскультом. Пасха — значит, нужно красить яйца и бежать в продовольственный магазин за куличом с разноцветной присыпкой, потому что испечь свой нет ни желания, ни времени. Масленица — атакуем пока еще не многочисленные блинные, где поесть можно дешево и быстро, правда, нередко в нарушение всех санитарно–гигиенических норм. Радуница — накрываем стол за кладбищенской оградой с солеными огурцами, помидорами, копченой колбасой на газетном листе. На самом деле современный человек сегодня чаще пуст, как кувшин, в него можно залить все, что угодно. Сам он свою пустоту заполняет «Живым журналом», просмотром телесериалов, светскими мероприятиями. Недавно появилась информация, что в августе в Минске пройдет фестиваль, посвященный трем большим христианским праздникам — медовому Спасу, яблочному и хлебному. Организует его один столичный ресторан. «Городскому жителю довольно сложно отмечать православные праздники в соответствии с традициями, — читаем в пресс–релизе. — Минчан в этом смысле выручает ресторан славянской кухни».

Устроители фестиваля обещают веселую праздничную программу, которая будет «организована в виде пышного славянского пира с соблюдением всех народных обрядов и традиций, что позволит погрузиться в атмосферу празднования Спасов нашими предками». Пока точно известно, что возле самого ресторана на протяжении всех дней фестиваля посетителей будет встречать девушка и гармонист.

Но неужто именно к такому сценарию — гармонист, конкурсы, песни — сводится наше понимание «трех больших христианских праздников»? Похоже на сладкую патоку из «Сибирского цирюльника» Никиты Михалкова: водка, икра, кулачные бои на морозе, купание в проруби. Но Михалков, понятно, в «голодных» 90–х специально делал глянцевый продукт на экспорт, а для чего эта игра в народность нам сегодня? Разве остался еще кто–нибудь, кто верит в благотворительность индустрии общественного питания? Ведь любые подобные «фестивали», любые завлекающие маневры с намеком на «духовность» рассчитаны только на то, чтобы «выдоить» из клиентов больше денег. А взамен дать им почувствовать, что они приобщились к эксклюзиву. Вспоминаются славные деньки, когда выпускали для поедания колбасу «50 лет революции» и шипучий квас «Залп Авроры». Очень идеологично! Все на продажу.

Во главе угла — прибыль! Вывеска — не имеет значения! Индустрия потребления изо всех сил стремится раскрутить на «бабки» все общество, пригласить на белый vip–танец, каждое па в котором будет стоить денег. Но арсенал развлекательных средств уже исчерпан. Буржуазия все видела и уже ничему не может удивиться. Поэтому неизбежно и народные традиции празднования уже стали товаром, элементом если не шоу–бизнеса, то индустрии развлечений. Можно ли говорить об их настоящем возрождении? Почему так нарочито почти каждый деятель шоу–бизнеса в последнее время не преминет сообщить, что соблюдает Великий пост накануне Пасхи? Или сообщит «по секрету», что обязательно советуется со своим духовником — играть ему в постельной сцене или нет?.. По–моему, сегодня мы не то чтобы не умеем соблюдать традиции — мы слишком громко говорим, нет, кричим, кичимся и продаем их друг другу. И ведь если задуматься, речь идет о тайнах бытия, о которых раньше даже не принято было говорить вслух...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter