Общественно-консультативный совет при МАРТ поддержал дополнительные меры по противодействию монополизации в торговле продовольствием, но ряд сомнений остались

Игры в монополию

В проекте Указа «О противодействии монополизации в области торговли», который сейчас вынесен на общественное обсуждение, компания ООО «Евроторг» ни разу не упоминается. Но документ этот, по сути, посвящен именно этому ретейлеру. Впрочем, этого даже не скрывают. На заседании Общественно-консультативного совета при Министерстве антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ), на котором в пятницу обсуждали указ, хотя и говорили о монополизации в розничной торговле, но в дискуссиях тоже возвращались к обсуждению «Евроторга». Подавляющим большинством члены ОКС проголосовали за проект указа. Правда, признали: по ряду моментов он все же требует доработки. Впрочем, и в целом после дебатов осталось определенное послевкусие сомнений.

pp.userapi.com

Если не вдаваться в подробности разных юридических тонкостей, то ключевой посыл проекта указа — признание доминирующей торговой сети, если она достигла доли в 15 процентов на рынке продовольственных товаров. Различные последствия, ограничения и возможность дополнительного контроля вытекают именно из этого статуса. Нынешнее законодательство устанавливает планку для безбарьерного развития ретейла в 20 процентов. Первый заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Артур Карпович объяснил необходимость пересмотра подходов ростом влияния сетей, смещения в их сторону экономической силы… Словом, вполне стандартный набор аргументов, которые обычно сопутствуют дефиниции «монополия» в любом учебнике. Ссылались руководители МАРТ и на зарубежный опыт. Мол, в каждой стране действуют специальные законодательные нормы для ретейла. Упоминались Германия, Польша, Словакия, Прибалтийские государства. У каждого свои подходы. Но нормы, заложенные в нашей версии проекта указа, нигде не встречаются.

— Подходы схожие, но говорить об идентичности не можем, — призналась начальник отдела антимонопольного регулирования и конкуренции МАРТ Ольга Королькова.

Какой жизненной необходимостью вызвана новация? Заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Иван Вежновец сослался на жалобы поставщиков и других субъектов хозяйствования на действия «сетевиков». Письменно оформлять свои претензии они не всегда желают: чтобы не лишиться канала сбыта продукции. Так или иначе, но документально зафиксировано только два факта злоупотребления.

Член ОКС при МАРТ, адвокат Ирина Игнатовская нашла обоснования введения дополнительного регулирования неубедительными.

— Какие меры применялись к сетям и их не хватило? — задала она почти риторический вопрос. И пояснила: в действующей нормативной базе прописано — доминантом признается участник рынка с долей в 35 процентов. Но таковым может быть признан и с долей свыше 15 процентов. Если антимонопольный орган докажет его монопольное и деструктивное влияние.

Пока такой пакет документов в отношении ни одной сети не собран. Почему? Четкого объяснения в процессе дискуссии так и не удалось получить. Впрочем, как признался Артур Карпович, расчетов по экономическому ущербу для страны от усиления влияния сетей тоже не проводилось. Ирина Игнатовская выразила определенные сомнения, не ударит ли указ по имиджу нашего антимонопольного органа, который «не смог проанализировать рынок».

Заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Сергей Варивода уточнил: по ряду моментов проект необходимо доработать. Но он «голосует за идеологию документа». И заметил: речь в нем идет только про продовольственный рынок. Не мешало бы посмотреть и на другие сферы бизнеса. Например, в том же автомобильном бизнесе основные продажи сконцентрированы у тройки крупнейших игроков, а подавляющий объем реализации приходится на десять моделей. В других сферах предпринимательства ситуация зачастую сложилась не лучше. Сопредседатель Ассоциации розничных сетей Наталья Шаблинская уверена: «Монополизм — плохо, но не надо ломать тех, кто вырвался вперед».

Дело-то в том, что проект указа касается фактически только одной сети — «Евроопт», доля которой превышает 19 процентов. Ближайшие ее конкуренты владеют 3—4 процентами. И даже если будут стремительно развиваться, достигнут 15-процентного барьера лет через 10. Генеральный директор ООО «Евроторг» Андрей Зубков напомнил, с чего началась работа над проектом указа: с обращения шести предпринимательских бизнес-союзов с просьбой проанализировать влияние сетей, но не конкретно «Евроопта». Иван Вежновец заострил внимание: проект указа предусматривает не только ограничения, но и прописывает четкие правила игры на рынке, которые касаются не только продавцов, но и поставщиков. С некоторыми подходами, кстати, не согласились Минсельхозпрод и концерн «Белгоспищепром», что свидетельствует о том, что на производственные предприятия тоже накладываются некие обязательства. Но Андрей Зубков справедливо заметил: новые нормы коснутся только возглавляемой им сети, а остальные участники рынка и до, и после указа будут жить одинаково. И если есть проблемы, решит ли их новый регулятивный инструмент?

По словам гендиректора «Евроторга», основной нормой проекта, которая может нанести ущерб компании, является запрет преференций, о которых договариваются продавец и поставщик. Андрей Зубков выступил за сохранение бонусов и скидок. Он назвал это рыночным и некриминальным инструментом. «Поставщик не может дать на старте хорошую цену. Но он говорит, что если ты продашь вот такой объем, то получишь такую скидку», — сказал Зубков. Также он выразил опасение, что дополнительное регулирование может вызвать рост цен и негативно сказаться на инвестиционном климате страны. Тем более что ООО «Евроторг» размещает свои долговые обязательства на внешних рынках и за их судьбой следят на иностранных финансовых площадках.

В итоге члены ОКС 14 голосами против двух проголосовали за указ. Правда, с условием доработки некоторых его положений. Впрочем, еще до обсуждения с общественностью проект разослали в 25 заинтересованных госорганов, 21 из которых его уже согласовал. Правда, три ведомства — с замечаниями, над которыми сейчас идет работа.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter