Игры теней

На Могилевщине появились... миссионеры
На Могилевщине появились... миссионеры

Началось все с того, что в деревню Горбовичи Чаусского района приехала уроженка этих мест (а ныне могилевчанка) Ирина Маршалковская–Грик и предложила создать православную общину. Многие жители охотно поддержали эту идею, что и заверили своими подписями. Далее документы, необходимые для создания религиозного объединения, отправились в Чаусский райисполком. Правда, содержание бумаг было значительно скорректировано. Речь шла уже об основании филиала «Посольства Божьего» — церкви, основанной в Украине и имеющей свою сеть в разных странах мира, в число которых, правда, Беларусь не входит...

Из «Астрана» — в «Посольство Божье»

По словам начальника отдела религии Комитета по делам религий и национальностей при Совете Министров Александра Калинова, «Посольство» в нашей стране официально не зарегистрировано. А потому не может осуществлять свою деятельность. Но в Чаусах поначалу об этом не знали. Может, все бы и прошло гладко, но сельчане, узнавшие, что их бессовестно использовали, были вынуждены письменно отказываться от своих подписей. На этом основании совет по делам религий и национальностей Могилевского облисполкома отказал в регистрации еще не созданной общине. Потом была вторая попытка Маршалковской–Грик создать отделение «Посольства». Снова неудачная: на этот раз причиной «нет», сказанного облисполкомом, послужили «мертвые души» в числе подписавшихся.

— Как вспомню о том обмане, так чувство гадливости появляется, словно в грязь меня окунули, — разводит руками председатель Горбовичского сельсовета Людмила Мороз. — А я ведь поверила Маршалковской–Грик, что она ратует за православный храм. И даже вошла в состав учредительного совета... Хотя создаваемая церковь так официально и не зарегистрирована, по деревне ходят слухи, будто люди все равно собираются на богослужения. То ли у кого–то дома, то ли на какой–то даче. Но свидетелем тому не была — поэтому утверждать не могу.

Под свой «офис» незарегистрированное «Посольство» сняло в аренду у Чаусского райпо здание заброшенного магазина. Сейчас, правда, «послов» попросили покинуть помещение. И они ушли. Но, судя по всему, рассчитывают вернуться. По крайней мере, когда я заглядывал в окна закрытой «церкви», увидел новенькие лавки — как в храмах. А на столе пастора лежала открытая Библия.

Жители деревни тоже упоминают о каких–то тайных богослужениях. Взрослые боятся за школьников, которые туда ходят. Говорят, подростки стали не похожи на себя прежних. Старшеклассники же на все увещевания взрослых не играть в непонятные игры, обещают родителям в ближайшее время поправить материальное положение семей: мол, их в том числе и этому учат во время служб. Рассказали мне и об одной женщине, скоренько вышедшей из числа прихожан. Причина тому меркантильна: не успела «новообращенная» получить весьма приличную сумму пособия на ребенка, как к ней, будто с ножом к горлу, пристали — плати «десятину» (10 процентов. — П.М.), не то будешь подвергнута анафеме. Прихожанка предпочла покинуть немногочисленные ряды единоверцев. Но и после этого, рассказывают, к ней еще долго приходили домой да требовали уплатить «налог». Получается, община создавалась ради выкачивания денег?

В обратном старалась уверить меня сама Маршалковская–Грик. Убеждала, будто главная и единственная цель ее религиозного объединения — помощь людям. По ее словам, Горбовичи — проклятое место, где процветают пьянство и блуд. И из–за того, что люди в этой деревне живут без Бога, там даже вода плохая. Она же как пастор стремится сделать жизнь сельчан лучше и чище.

Говорила она так искренне и убедительно, что ее слова можно было бы воспринять как единственно верные. Но помешало тому несколько аспектов. Во–первых, пастор была со мною неоткровенна и, назвав в качестве причины второго отказа в регистрации нечто незначительное, умолчала о «мертвых душах», которых хотела выдать за своих будущих прихожан. Есть и второй момент: в деревне имя Ирины Анатольевны связывают с нечистоплотной финансовой «пирамидой» «Астран», активно действовавшей на территории Могилевщины (в том числе и в Горбовичах) в конце 90–х. Возможно ли, чтобы человек за сравнительно короткий срок диаметрально изменил взгляды и от жажды наживы перекинулся к стремлению облагодетельствовать всех и каждого? Наверное, нет. Но Маршалковская–Грик со мной не согласна. Утверждает, будто была жертвой, потерявшей немалые деньги, как и другие рядовые участники «пирамиды». Но в какой–то степени благодарна случившемуся. Дескать, жизнь заставила обратиться к Богу, без которого сейчас себя не мыслит.

Догматы

Критиковать человека за его веру — последнее дело. Поэтому делать этого не буду. Однако необходимо попытаться разобраться, что стоит за тем или иным вероучением. Какие цели и задачи оно ставит, прикрываясь красивыми словами. В данном случае это касается и «Посольства Божьего». Попутешествовав по просторам Интернета, пришел к выводу, что речь идет далеко не о безобидной организации. Скорее всего, уместно говорить о финансово–политическом объединении в христианской обертке.

«Посольство», основанное в Украине выходцем из Нигерии Сандеем Аделаджей, уж больно напоминает элементарную «пирамиду»: каждый новый адепт должен привести в лоно церкви еще 12 прихожан, которые будут платить и платить. Главная тема, звучащая на служениях, — «сеяние денег Богу». Иными словами, пожертвования: чем больше, тем лучше. Известны случаи, когда зомбированные своим предводителем люди закладывали машины и квартиры — главное, чтобы «Посольству Божьему» угодить. А недавно Аделаджа обратился с просьбой к прихожанам: под залог своих квартир взять кредиты. Объединив полученные суммы, в Киеве хотят построить церковь. Но вполне возможно, что нигериец просто решил за счет адептов уйти на пенсию. Сумма проекта составляет ни много ни мало — 17 миллионов долларов. Если люди предоставят эти деньги, то можно спокойно отдыхать. И не важно, что этот отдых может кому–то стоить потери жилья. Не случайно, наверное, отошедшие от «Посольства» люди называют данную организацию не иначе как «духовный лохотрон».

Один из граждан Украины — бывший адепт церкви Аделаджи — рассказывает: «Сам человек в «Посольстве Божьем» не имеет никакой ценности. Здесь нужна толпа, которой можно управлять. Тысячи людей, которые прошли через «Посольство Божье», отравлены и потеряли интерес к вере. Многие после посещения сандеевской «церкви» попали в психиатрические больницы. Но Сандею глубоко наплевать на этих людей. Его интересуют только те, с кого можно выкачать деньги. Главное внимание там сосредоточено не на Иисусе, а на личности самого Сандея, на бизнесе, на политике и других материальных ценностях».

Однажды Аделаджа, выступая перед американскими политиками, фактически оправдал уничтожение целого народа. Позволю себе привести цитату, которая во многом все расставит на свои места: «...Когда я имел общение с Богом в отношении конфликта с Ираком, Бог показал мне, что Он хочет использовать Америку как инструмент Своего суда над Ираком, чтобы открыть двери для Евангелия... Пусть Президент Буш не обращает внимания на мировое мнение общественности и принимает Божье решение. Вот мы, христиане из наций, говорим: «Идите на эту войну. Мы благословляем вас...» И это слова человека, называющего себя христианином?

Члены «Посольства Божьего» весьма активно участвовали в событиях на киевском Майдане во время «оранжевой революции». И, похоже, не прочь применить свой опыт в других странах. По крайней мере, Александр Дзюба, создавший ячейку организации в Москве, надеется, что опыт участия его церкви в «оранжевой революции» в Украине поможет совершить подобное и на российской земле. «Я надеюсь, что российское общество уже в ближайшем будущем открыто заявит о своей гражданской позиции. Церковь не сможет остаться в стороне и будет защищать право граждан на свободные выборы и демократическое развитие, — заявил Дзюба в статье, размещенной в «Русском ревю» на сайте Кестонского института (Оксфорд, Англия). — Тогда придет время, и опыт «Посольства Божьего» поможет в осуществлении «оранжевой революции» в России». Весьма смелое заявление. Возможно, оно и стало причиной того, что 31 мая Сандея Аделаджу не пустили в Россию. Его задержали в аэропорту «Шереметьево–1» и, аннулировав долгосрочную визу, отправили обратно в Киев.

Ситуация

В отличие от своего российского коллеги, Маршалковская–Грик старалась уверить меня, что является законопослушной гражданкой и не собирается заниматься чем-то антиобщественным.

— Верится в это с трудом, — прокомментировал такое заявление член экспертного совета при Комитете по делам религий и национальностей Совмина, доцент кафедры философии Могилевского государственного университета Олег Дьяченко. — Структура «Посольства Божьего» жестко иерархична. И если пастору придет команда сделать то–то и то–то, он обязательно сделает. В противном случае может лишиться должности и быть преданным проклятию. Поэтому то, что лидеры говорят на публику, — не больше, чем демагогическая риторика. Их главная цель — увеличение числа верующих, которые будут потом использоваться в политических целях. В Европе похожие организации не запрещены. Но отношение к ним очень настороженное. Так как возможны деструктивные последствия для прихожан. Сам характер их собраний, когда люди погружаются в транс, может привести к нервным срывам. В институте имени Сербского проводились экспертизы видеозаписей подобных молений. И врачи пришли к мнению, что можно вести речь о сеансах групповой психотерапии, внушении в бодрствующем состоянии — эти методики в массовой аудитории практиковать запрещено. Подобные методы имеют право применять лишь дипломированные медики, прошедшие специальную подготовку по психотерапии. Но не понятно, где учились пасторы. Если проанализировать литературу «Посольства», можно вычленить сверхзадачу, которую ставят перед собой руководители церкви, — власть, во главе которой стоят христиане. Но таковыми они считают лишь себя. И ни в коем случае католиков или православных, которых относят к разряду чуть ли не сатанистов. Что касается ситуации в Горбовичах, то община «Посольства» там создавалась искусственно, без каких–либо на то предпосылок.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter