Игры с ведьмами и судьбами

Театральный форум в Могилеве ярко показал, какую пищу для ума дает «заезженная» классика, опрокинутая в наше время с его жесткой деловой хваткой
20 спектаклей из 9 стран засвидетельствовали, что классика и даже хрестоматийные произведения школьной программы имеют современный смысл и волнуют сегодня.

Театральный форум-2016 позиционирует себя как весенний (всегда в последнюю неделю марта), молодежный (о молодых и для молодых), международный (широкая география), могилевский (рожденный в городе с богатой историей),  контактный  (согласованный  в  действиях). Все вместе называется «M@rt.кoнтакт».


Сцена из булгаковского «Мастера». В интерпретации молодых артистов классику не узнать. Но, может, именно благодаря этому к ней не пропадает интерес.

«Рука Москвы»

Доля российских спектак-лей всегда велика. В этот раз, помимо трех московских и двух питерских театров, на форум добрался коллектив из Ростова-на-Дону. Что касается драматургии, то всегда лидируют российские авторы. Сейчас это Николай Островский, дважды Максим Горький, дважды Николай Гоголь, а также Антон Чехов, Михаил Булгаков, Василий Шукшин, Леонид Зорин и современные Иван Вырыпаев, Василий Сигарев, Юрий Клавдиев, Алексей Слаповский. Театральные версии этих авторов играли белорусы, поляки, украинцы, армяне, болгары. Всегда это было неожиданно и достаточно современно, что очень важно для концепции фестиваля. Эксперты подбирают такое, что не заскучаешь.

Показательным оказался обладатель «Золотой маски», спектакль «Жизнь за царя», привезенный из Санкт-Петербурга. Его играли в пространстве этнографического музея Могилева, где все дышит историей и подлинностью документов. Иногда смешное и наивное рождает трагический вывод о повторяемости времени и наших ошибок. Спектакль основан на мемуарах революционеров Андрея Желябова, Софьи Перовской, Веры Засулич, пи­сателей Льва Толстого и Федора Достоевского. Поставил его режиссер Джулиано Ди Капуа, который успешно работал в России, Литве и основал в Санкт-Петербурге свой театр, где предлагает вниманию зрителей необычный международный репертуар.

Новым для фестиваля был «Ведогонь-театр» из подмосковного Зеленограда, тоже обладатель «Золотой маски». Его «Васса» – первый вариант пьесы Максима Горького «Васса Железнова» – оказался спектаклем тотальным, радикальным, агрессивным, опрокинутым в наше время с его жесткой деловой хваткой.

«Три раза король»

Шоковую терапию «Ведо-гонь-театра» словно продолжил варшавский театр «Малабар-отель» булгаковским «Мастером и Маргаритой». Актеры вызывали духов романа, много рассуждали о потустороннем мире, используя пластику и кукол. Приехавшая из Чернигова «Варшавская мелодия» подхватила игру с формой. Оба произведения в театре – давно отыгранные, но явившиеся с новым смыслом и новыми яркими приемами.

Болгарская актриса Нина Димитрова хорошо известна в Могилеве. Смешно и трагично она играет гоголевскую «Шинель», хотя до этого привозила со своим постоянным партнером по театру «Кредо» Василом Василевым-Зуеком и другие дуэтные спектакли. В своем интервью Нина сказала:

– Мы играли на 9 языках и участвовали в 150 фестивалях, используя элементы клоунады, комедии дель арте, кукольного театра и пантомимы. Можем играть и вообще без слов, потому что наше искусство всем понятно. Имеем престижную награду за популяризацию болгарского театра в мире.

Театр для детей «Зеленый соус» создала в немецком  Франкфурте-на-Майне молодой режиссер Екатерина Аверкова, столь любимая в Беларуси. Она успела два года поработать главным режиссером Могилевского драмтеатра. Сейчас ставит спектакли по всей Европе. Легкую веселую фантазию для детской ­аудитории – спектакль «Три раза король» – играют взрослые артисты в клоунской импровизации и с погружением в мир ребячьих игр.

Театральная молодежь из литовской Клайпеды вволю повеселилась, попела и потанцевала, рассказывая «Истории ботинок» под руководством своего педагога и режиссера Валентинаса Масальскиса.

Мастер-класс Григория Козлова

Питерцы начинали фестиваль. «Мастерская» Григория Козлова выросла из мечты о своем, ни на кого не похожем театре. Выпускники актерско-режиссерского курса ­СПбГАТИ много лет не расстаются со своим педагогом, который умеет открывать индивидуальности, переводить мысль в пластический рисунок и создавать актерский ансамбль. А играли-то вчерашние студенты «певца купеческого быта» Александра Островского – его пьесу «Женитьба Бальзаминова». Немолодой по возрасту, но молодой по мировоззрению режиссер и учитель Григорий Козлов придумал спектакль радостный, чистый, вдохновляющий, с глубоким уважением к личности человека.

Думаю, что в России умеют работать по принципам русского психологического театра два режиссера-мастера: московский, увы, ушедший Петр Фоменко и ныне здравствующий питерский Григорий Козлов. Причем оба известны своей особой педагогической системой, в которой учитель – творческий Бог, но не деспот, не тиран. Находясь в Могилеве, Григорий Козлов поработал со своими актерами в фойе театра для всех желающих. Это были крохотные уроки его уникальной лаборатории.

Программа белорусов

Игорь Казаков заставил кукол играть горьковскую пьесу «На дне» и привел всех в состояние шока. Эстафету подхватил Евгений Корняг, придумав пьесу и спектакль «Интервью с ведьмами». Нежную историю любви «Иллюзии» рассказала со своими друзьями Татьяна Троянович. И завершил белорусскую программу мастер Могилевского драматического театра, режиссер Саулюс Варнас. Пересказать его уникальный эстетический спектакль 

«В маленькой усадьбе» невозможно. Это нужно просто смотреть и наслаждаться.

Фестиваль предоставил случай познакомиться с двумя полярными системами развития современного театра: психологическим и радикальным. Каждый имеет право на жизнь. Чаще всего молодежь приветствует абсурдистские радикальные формы. Зрелое поколение тоскует по тонким кружевам человеческих взаимоотношений. Кто прав? Покажет время.

Татьяна Орлова

Педагогам на заметку

Приз любимому учителю

С 1 апреля стартует большой союзный конкурс «СилаСлова» на лучший урок литературы.

Проводит его Постоянный Комитет Союзного государства и информационное агентство «Россия сегодня». В конкурсе могут участвовать учителя в возрасте до 28 лет из средних школ, кадетских корпусов и суворовских училищ двух стран. Молодым педагогам нужно подготовить презентации и сценарий мультимедийного урока. Участникам предстоит проявить креативность и хорошее знание предмета, показать умение заинтересовать современных учеников изучением классики.

Победителей определит жюри из авторитетных ученых и представителей министерств образования России и Беларуси. Десять финалистов пригласят в Москву, где торжественно вручат награды. Церемония пройдет во время экспертно-медийного семинара, в котором примут участие известные писатели и педагоги.

Скачать анкету и ознакомиться с детальной информацией можно на сайте ria.ru/sg_silaslova/. Заявки принимаются до 1 июля.

Николай АЛЕКСЕЕВ

n.alekseev@souzveche.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter