Прогулки по подсознанию
На самом деле игра в «красную дверь» не нова. Она зародилась лет пять назад на крупнейшем англоязычном форуме и быстро разошлась по американским и европейским школам. Причем она настолько распространена, что на известном портале, где собраны инструкции на все случаи жизни (от того, как покрасить лодку до того, как быстро избавиться от икоты), опубликованы ее подробные правила.В классическом варианте для игры нужно два человека: один – ведомый, другой – проводник. Первый ложится головой на коленки второму, и тот начинает круговыми движениями массировать ему виски и приговаривать: «Красная дверь, желтая дверь, дверь любого цвета…» – считается, что тихим речитативом он вводит испытуемого в легкий транс. Дальше ведущий задает вопросы: «Хочешь зайти в эту дверь? Что тебя окружает? Есть ли внутри люди?», а игрок отвечает, мысленно путешествуя по комнатам и коридорам. Среди тинейджеров распространено поверье, что, если в одной из комнат встретился черный человек, нужно срочно выходить из игры, иначе можно не проснуться. Еще опасность несут лестницы (по ним можно только подниматься, спускаться нельзя), зеркала и почему-то настенные часы: считается, что, если игрок увидел что-то из этого списка, его нужно срочно «разбудить». Конечной цели – например, пройти все комнаты и выйти на улицу – нет. Это игра ради игры. Школьники уверяют, что в процессе они расслабляются, достигают чувства легкости, отдыхают.
Безопасно, но…
Скажу сразу, это не вброс и не фейк, дети действительно играют в «красную дверь». В том числе и мой сын – пятиклассник одной из минских школ. Он даже любезно согласился провести для меня индивидуальную сессию.Мы расположились на ковре, сын сел за моей головой и стал энергично массировать мне виски, приговаривая: «Красная дверь, желтая дверь. В какую войдешь?» – «В желтую» – «Что ты за ней видишь?» Если откровенно, то ничего, но хорошее воображение позволяет мне нарисовать картинку комнаты родом из детства, с фотообоями, лакированной кроватью и телевизором-кубиком внутри. Подробно перечисляю все элементы интерьера. «Включи телевизор. Что идет на экране? А теперь вернись и войди в другую дверь. Что за ней?..» – и все это под интенсивное надавливание на виски.
В принципе, это довольно увлекательно – своеобразная зарядка для фантазии. Но когда сессия завершилась, осталось неприятное чувство – как будто меня укачало в машине. А голова болела еще несколько часов.
К слову, школы пытаются прекратить игру: о ней говорят на родительских собраниях, пишут в родительских чатах, иногда сгущая краски, мол, после таких экспериментов подростки попадают в больницу. Детский врач-психиатр Мария Рыбачок советует снизить градус паники:
– Для здоровых детей, которые не имеют психических, неврологических заболеваний, игра в «красную дверь» не представляет большой угрозы. В то, что они действительно входят в транс, не верю. Как человек, профессионально владеющий гипнозом, считаю: вероятность того, что один школьник сможет ввести в транс другого, крайне мала (но не равна нулю). Единственный момент, который настораживает, – это надавливание на виски. В этой области находится много нервных окончаний, поэтому активное массирование висков на протяжении долгого времени может вызвать головные боли, приступ мигрени у тех, кто к ним склонен.
Кому точно нельзя играть в «красную дверь»?
– Детям с эпилепсией и судорогами в анамнезе, а также с другими неврологическими и психическими заболеваниями. Впечатлительным ребятам, которых образы, всплывшие из подсознания (если все же допустить, что один ребенок сумел ввести в транс другого), могут сильно напугать и травмировать.
Вместо «красной двери» – аквапарк и скалодром
Это далеко не первая подростковая игра, призванная достучаться до подсознания и проверить на прочность нервную систему. Раскрутиться на карусели до тошноты и головокружения, долго вглядываться в зеркало, пытаясь увидеть пиковую даму, гнома, суженого, – все это было задолго до «красной двери».Для подросткового возраста это норма, рассуждает Мария Рыбачок:
– Тинейджеры склонны к поиску новых впечатлений, познанию возможностей своего организма. В целом все эти развлечения достаточно безобидны. За исключением игр с асфиксией – так называемого собачьего кайфа, когда один участник на несколько секунд пережимает другому шею, чтобы резко ограничить доступ кислорода и вызвать кратковременную потерю сознания с галлюцинациями, состоянием эйфории. Вот она действительно опасна. Бум этой игры прошел, но сказать, что мода на нее изменилась, к сожалению, не могу.
Что делать родителям, если они подозревают, что ребенок увлекается играми с подсознанием?
– Самое главное – не ругать. Вместо этого в доверительной обстановке поговорить о том, зачем он это делает, какие потребности пытается закрыть. И исходя из ответов составить план действий. Если для ребенка это возможность пощекотать нервы, почувствовать опасность в безопасной обстановке, найдите способ исчерпать этот интерес. Например, покататься с горок в аквапарке, посмотреть триллер в кинотеатре, сходить на скалодром.
krupenkova@sb.by