Игры с песком

«Народный экспорт» сахара грозит срывом «большого» экспорта

Как «народный экспорт» сахара соревнуется с легальным

Среднестатистический белорус употребляет в год 38 килограммов сахара. Точная статистика учла не только сладкий песок, который мы добавляем в чай и кофе, но и тот, который входит в состав кондитерских изделий. Многие годы отечественные производители сахара ориентировались на эти цифры, однако в последнее время очередной ажиотаж, сметающий с полок магазинов килограммовые пачки, заставляет усомниться в этой арифметике.

Четыре сахарных завода Беларуси, примерно одинаковых по мощности, способны ежесуточно перерабатывать чуть более 28 тысяч тонн сахарной свеклы. Например, предприятие в Жабинке, недавно закупившее самое современное европейское оборудование, — 7 тысяч тонн. К 2015 году завод нарастит производственные объемы до 10 тысяч тонн, впрочем, как и остальные партнеры по четверке. Словом, за пятилетку суммарный прирост производственных мощностей будет примерно равносилен строительству пятого сахарного завода.

Прошлый сезон, в отличие от нынешнего, производители вспоминают с ностальгией. Хотя содержание сахара в свекле из-за жары оказалось ниже обычного — всего 14% при среднем 16 %, объем продаж сладких кристалликов на экспорт был самым высоким за последние годы. Сказался неурожай в Бразилии и Индии — государствах, которые традиционно являются крупнейшими в мире поставщиками сырья.

— Предсказывать, каким будет нынешний урожай свеклы и ее сахаристость, пока сложно. Ведь прогнозы прошлого года поначалу были тоже неплохими, — говорит генеральный директор ОАО «Жабинковский сахарный завод» Виктор Миронов. — Впереди целый август. (К слову, как раз в конце лета и в начале осени у свеклы наиболее высокий уровень урожайности и сахаристости.)

Разговоры о цене на сахар сегодня производителями воспринимаются наиболее болезненно. Если в России тонна сладкого песка, продаваемого оптом, стоит около 1100 долларов, то Беларусь предлагает его за 770 у.е. Чуть выше белорусской цена сахара в Украине.

— За полгода наше предприятие продало на внутренний рынок на 14,5 тысячи тонн больше, чем в прошлом году, — поясняет директор Жабинковского сахарного завода. — Прогнозируется, что за июль я реализую еще на 2 тысячи тонн больше. И где этот сахар на полках?

В то, что белорусы стали употреблять больше сладкого продукта, Виктор Григорьевич не верит: «Ну под кровати сложили по пакету. Но большая часть в массовом порядке вывозится в Россию». Между тем сахар, который реализуется на внутреннем рынке, сегодня производится не из свеклы — из сырца, то есть тростника. В советские годы тростниковый сахар закупали на Кубе, сейчас в Беларусь сырец поступает из Бразилии. Но поскольку растение с плантаций Южной Америки оценивается сегодня примерно по 29 центов за фунт, в пересчете на производственные расходы получается, что продавать на внутренний рынок, значит, работать себе в убыток.

Производители уже подсчитывают ущерб от нынешней ситуации. Во-первых, ажиотажный спрос вынуждает работать на внутренний рынок. Во-вторых, из-за этого срываются важные экспортные контракты с Россией, Украиной, Казахстаном, Узбекистаном, Афганистаном. Ну а в-третьих, модернизация обошлась каждому предприятию в серьезную сумму, которую нужно отдавать, а где брать валюту на выплату кредитов?

Один из возможных выходов из ситуации — сделать цену на сахар в Таможенном союзе единой, считает Виктор Миронов. Тогда исчезнет экономическое обоснование для массового вывоза сладкого продукта за пределы страны. Подорожание будет незначительным, но оно остановит высокий внутренний спрос. Ведь сегодня главный конкурент производителей — так называемый народный экспорт, который особенно процветает в приграничных с Россией областях.

— Сахар вывозится в восточном направлении, но без нашего участия, — поясняет директор Жабинсковского сахарного завода. — Фактически это контрабанда и спекуляция. В прошлом году предприятие произвело 75 тысяч тонн сахара, в нынешнем уже 92 тысячи. Объемы мы нарастили. А продажи на экспорт сократились с 64 тысяч до 46 тысяч тонн. В августе придется фактически полностью свернуть внешние продажи. А у меня обязательства перед банками, которые нужно закрывать.

Сырец в этом году дорогой, цена на него возросла. При этом некоторые эксперты предрекают дальнейшее удорожание тростникового сахара. Поскольку урожая сахарной свеклы хватает лишь для покрытия нужд внутреннего рынка, Беларусь закупает сырец на нью-йоркской бирже. Сказывается рост мощностей и здоровое желание заработать на экспорте. К тому же в прошлом году из-за неурожая сахарная промышленность недобрала порядка 100 тысяч тонн свеклы.

— Такой «хапун» мы пережили уже в декабре, просто это тихо прошло, — рассказывает Виктор Миронов. — Тогда мы реализовали 17 тысяч тонн, в то время как обычно декабрьские продажи не превышают 8 тысяч тонн. Следующая волна спроса пришлась на весну. Теперь вот новый всплеск.

Кстати, Минторг Беларуси опровергает слухи о возможном повышении цен на сахар. Вторит ему и концерн «Белгоспищепром», заверяя, что «до начала сезона переработки сахарной свеклы нового урожая ресурсов сахара вполне достаточно для обеспечения постоянного наличия его в торговой сети республики». 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter