Заграничные реформы без привязки к «земле» могут оказаться не более, чем теоретическими изысканиями

Игры реформистского разума

Судя по последним информационным сентенциям, мадам Тихановская решила взяться за экономику. И даже советника по реформам себе завела. Сложно сказать, какие высоты таила для Алеся Алехновича служба в Ernst&Young, но решил молодой консультант сыграть по-крупному, удариться в макроэкономику. И с сотоварищами ни много ни мало, а разработать план реформирования белорусской экономики. Даже интервью в новом статусе стал раздавать, в которых чистейший популизм сочетается с выдумками. Но которые для непосвященных могут сойти и за правду.

Ernst&Young — компания солидная. Но в Беларуси у нее с проектами не очень ладится. Пытались для нескольких наших госпредприятий найти инвесторов. Много тогда было разговоров, но дальше них дело не продвинулось. Так проект тихо и заглох. Продемонстрировав, что консультанты однозначно сильны в теории, но эта интеллектуальная мощь не всегда распространяется на решение практических задач. А одними красивыми сентенциями сыт не будешь.

Не стану гадать, что у господина Алеся Алехновича получится на выходе. Но пока его заявления тянут больше на политического пиар-экономиста, чем серьезного реформатора. Взять хотя бы обещание сделать страну богатой за одно поколение. Другими словами, через 20—30 лет. Посыл четко рассчитан на аудиторию поддержки госпожи Тихановской. Ни для кого не секрет: среди сторонников перемен преобладает молодежь. Для школьников и студентов стать состоятельными (как это произойдет — отдельный разговор) к зрелости если не привлекательно, то более-менее приемлемо. Для старшего поколения — так себе перспектива. Грубо говоря, людям 40+ реформатор отводит только неприятности, а вот насладиться благами экономического прорыва им если и удастся, то недолго. Возраст не позволит.

Впрочем, очень сомнительно, что воззрениями Алеся Алехновича можно достигнуть процветания даже к концу века. Скажем, он предполагает создать план реформ, а потом с ним отправиться к международным рейтинговым агентствам. Насколько понимаю — на поклон к «большой тройке»: Moody’s, Fitch, Standart&Poors. Для чего? Чтобы они восхитились экономическими ноу-хау «невероятных» экономистов и повысили кредитный рейтинг Беларуси. И тогда начнется сказка: высокий кредитный рейтинг сразу привлечет мировой капитал, как котлеты — мух. Зарубежные крупные фонды выстроятся в очередь, чтобы дать нам в долг. И под невысокий процент — рейтинг-то кредитный у нас будет высоким.

Красивая сказка с неизвестным концом. Во-первых, не совсем понятно, как наши реформаторы представятся «большой тройке». На руководящих должностях люди там серьезные, занятые. С какой радости они будут встречаться с амбициозными, но неформальными реформаторами? По протекции гражданки Тихановской? Это не аргумент для людей большого бизнеса.

Во-вторых, «большая тройка» не бизнес-ангелы и венчурное агентство. Они придерживаются классических принципов. А, как говорят банкиры, самый проблемный клиент — не с сомнительной историей, а не имеющий таковой. Настороженно в финансовом мире относятся к «темным лошадкам». Иной раз предприниматели берут кредиты не потому, что они нужны, а чтобы наработать кредитную «биографию». И составители рейтингов анализируют прежде всего истории успеха. Другими словами, умение страной достигать поставленных целей. Если, скажем, государство один год совладало с инфляцией, учтут этот факт, но он не отразится на рейтинге. Ведь даже в макроэкономике бывают случайности, удачи, благоприятное стечение обстоятельств. А в мире бизнеса ценят стабильность, которая, как известно, является признаком мастерства. За нее рейтинги и присуждают. А за красивые глаза — простите, концепции — нет. Какими бы интересными они ни выглядели. Ведь последние годы эксперты Всемирного банка упорно твердили: какими бы великолепными ни были реформы, их можно осуществить только при консенсусе и поддержке подавляющего большинства населения. Иначе вся стройность концептов на бумаге развалится в оврагах практики. Но пока на глас народный белорусские младореформаторы с литовско-польской пропиской не ориентируются. Возможно, и не задумываются. А без обратной связи с людьми любые планы не более чем интеллектуальная забава. Как игра в монополию: эмоционально, но без монетизированного результата.

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter