Игры разума

Чей компьютерный проект лучше?
Чей компьютерный проект лучше?

Кто–то смоделировал в 3D–графике варианты соединения деревянных конструкций (очень нужная программа для плотников и столяров), кто–то разработал электронный учебник по физике. Проекторы без передышки выводили на экраны таблицы и видеоролики. Школьники, студенты и педагоги, съехавшиеся в минувшую субботу со всей страны в Минск, волновались: вдруг в самый ответственный момент отключится звук или система «зависнет»? За соревнованием компьютерщиков пристально наблюдали резиденты Парка высоких технологий и представители Министерства образования.

...Современные компьютеры в классах появились не один год назад. Вот только ученики смотрели на них, скорее, как на дорогую игрушку. Сейчас, похоже, ситуация изменилась. Педагоги и школьники, учащиеся колледжей, ПТУ и студенты четко понимают: компьютер придуман не забавы ради. Во втором республиканском конкурсе «Компьютер, образование, Интернет» участвовало около 900 любительских разработок — втрое больше, чем в прошлом году.

— Вот наглядное пособие по ремонту кабельных линий, — показывает на экран мастер производственного обучения Могилевского государственного профессионального лицея № 2 Александр Талатай. — Создали вместе с ребятами: они снимали видео, писали текстовки. Причем идею предложили сами.

Студент 1–го курса Белгосуниверситета Виталий Сергеев свой программный комплекс «АСУ «Школа» придумал еще в 11–м классе. Полезная штука! Тут и электронный журнал, и расширенный поиск школьников по базе данных. Есть редактор тестов. Система уже работает в его родной СШ № 52.

— На летних каникулах делать было нечего, вот и решил от скуки что–нибудь разработать, — скромничает парень.

Всем бы школьникам так проводить свободное время...

Компьютерная азбука для малышей, уроки практического обращения с паяльником, виртуальные экскурсии по памятникам и музеям... Некоторые разработки можно запускать в большое плавание хоть сейчас. К слову, были на конкурсе программы, которые пригодятся и профессионалам. Например, комплекс для телевизионного мастера. На виртуальных схемах показана любая, даже самая микроскопическая неисправность. Удобный дизайн, простая система поиска...

Ну а победили 15 разработок — по три лауреата в пяти номинациях. Впрочем, наверное, это не главное. Важно, чтобы полезные задумки компьютерных гениев не испарились в информационном пространстве, а получили дальнейшее развитие. Скажем, как сделать так, чтобы программу, созданную в Урицкой средней школе, смогли изучать школьники в Минске, а электронный учебник по физике от компьютерщиков из Лидского колледжа попал их коллегам из Бреста? Выкладывать разработки в Интернете, выпускать компакт–диски или отдавать бесплатно?

Компетентное мнение

Александр Мартинкевич, заместитель директора администрации Парка высоких технологий:

— ПВТ не мог остаться в стороне от этого конкурса. Представители компаний-резидентов встретились с участниками, рассказали им о преимуществах Парка, а авторов самых перспективных разработок наградили специальными призами. Каждый пятый проект, который сегодня создают наши резиденты, реализуется на белорусском рынке. В том числе — и в образовательной сфере. Есть много интересных идей. В некоторых минских школах уже работают «Электронный буфет», «Электронная проходная» и т.д. Мы реализовали проект «Говорящий учебник» для детей с нарушениями зрения. Благодаря государственной поддержке наши резиденты активно помогают школам с антивирусным обеспечением. Условия приемлемые: в учреждения образования белорусские программы идут с 90-процентной скидкой.

Сейчас делаем ставку на профориентацию, чтобы «перетянуть» в электронную сферу как можно больше молодежи. В следующем году займемся переоборудованием сельских школ современной компьютерной техникой. Также создадим отечественные электронные учебники по все видам предметов.

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter