В НОК состоялось чествование чемпионов и призеров Олимпиады 1980 года

Игры на память

19 июля 1980 года в Москве состоялось событие, на долгие времена определившее судьбу и развитие спорта во многих странах. В том числе Беларуси. Олимпийские игры 1980 года прошлись по улицам городов масштабной реконструкцией, подарили нам целый ряд спортивных сооружений, по сей день остающихся визитной карточкой страны. Принесли более трех десятков наград, в том числе 14 золотых. Даже не верится, что все это случилось аж десять олимпийских циклов назад. Тем не менее накануне в штаб-квартире Национального олимпийского комитета вспоминали и чествовали тех, кто поднимался на пьедестал в 1980 году и закладывал основу нынешних побед.



Мероприятие задумывалось «семейным», но одних только призеров и чемпионов собралось полтора десятка. Приехали все, кто мог. Для каждого нашлись теплые слова и кусочек огромного торта с фигуркой того самого олимпийского Мишки, ставшего символом Олимпиады-80. В ответ чемпионы и призеры передали в музей НОК вещи, напоминающие о событиях 40-летней давности. Торжественная часть церемонии прошла за закрытыми дверями, но чуть ранее гости могли встретиться друг с другом и поделиться воспоминаниями. По словам первого вице-президента НОК Виктора Лукашенко, события тех лет сложно переоценить и сейчас:

В такой теплой компании олимпионики собираются нечасто.
Фото  БЕЛТА

— Для меня честь находиться рядом с вами. Вы легенды не только отечественного, но и мирового спорта. Завоевав 33 медали, вы внесли значительный вклад в копилку сборной СССР, за которую выступали на Играх, и до сих пор остаетесь кумирами для наших детей. Олимпиада-80 была первыми Играми, которые прошли в Восточной Европе, и вы стали не просто чемпионами и призерами, но в каком-то смысле первооткрывателями. Знайте, что все вы гордость белорусского народа!

Александр МЕДВЕДЬ и Александр РОМАНЬКОВ: чемпионы и друзья.

Сами герои торжества признавались: внимание приятно. И охотно, уже не в первый раз, рассказывали, чем запомнилась им та Олимпиада. Медаль велосипедиста Олега Логвина, например, стала первой в белорусском списке достижений:

— По традиции велосипедисты открывали программу соревнований. Гонка у нас длинная, так что к тому моменту, как мы добрались до финиша, кто-то, возможно, успел стать чемпионом. Но начали мы первыми, и это добавило эмоций и впечатлений. Тем более что назло бойкотам в велоспорте на старт вышли все без исключения мировые лидеры, и результаты даже по нынешним временам были очень серьезными.

Олег ЛОГВИН.

Если во время II Европейских игр велогонщики соревновались на улицах города, то в 1980 году для них выделили участок Минского шоссе. Но при этом, замечает Логвин, с точки зрения организации Олимпиада 1980 года стала одной из лучших в истории, а ее антураж до сих пор вспоминается участниками. Леонид Тараненко в Москве не только завоевал золото, но и установил мировой рекорд. Однако вспоминает не столько килограммы на помосте и ведра черной икры (ее в отсутствие нынешних протеиновых добавок тяжелоатлеты перед соревнованиями ели буквально ложками), сколько то, что происходило за пределами спортивного зала.

Леониду ТАРАНЕНКО Олимпиада запомнилась не только мировым рекордом, но и атмосферой праздника.

— Олимпиада стала огромным толчком в развитии нашего спорта. До нее мы соревновались, считай, словно в закрытом со всех сторон зале, а Игры-80 и спортсменам, и болельщикам показали, что такое мировой спорт. Подходы к подготовке и инфраструктура используются и по сей день. Но околоспортивные события у меня оставили двоякие впечатления. Как ни печально, Олимпиада запомнилась не только победами, но и смертью Владимира Высоцкого. Все скорбели по этому легендарному человеку. Москва запомнилась своей пустотой. Даже в те годы проехать по городу в обычный день было непросто, а во время Олимпиады — пустые улицы. Сегодня такое даже представить сложно. Организовано все было очень хорошо, красочно, но выступление и подготовка к нему настолько вымотали меня, что, побыв совсем немного в Олимпийской деревне, я уехал домой от этой суеты.


А вот призер Игр гребец Игорь Майстренко на Олимпиаде пробыл от начала до самой церемонии закрытия. И сегодня первым делом вспоминает олимпийского Мишку, прощание с которым стало настоящим символом тех Игр.

— Мишку запомнил, без преувеличения, весь мир. Плакали все, и при всех нынешних технологиях, фейерверках и дополненных реальностях такой душевности и трогательности момента с тех пор организаторам не удалось добиться ни на одной Олимпиаде. Мы до сих пор с особыми чувствами вспоминаем те моменты, хотя в 1980-м мне, 19-летнему парню, было не до сантиментов. Для нас это было грандиозное событие, праздник. Кстати, нашу финиширующую лодку-восьмерку, в которой я был загребным, в 1992 году разместили на билбордах во время Олимпиады в Барселоне. Увидел — и словно вновь пережил те моменты: такие события остаются на всю жизнь.

Минский стадион «Динамо» также принимал Игры-1980: на нем зажигали олимпийский огонь и проводили матчи футбольного турнира.

komashko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter