Солдат Ковальчук о том, почему решил вернуться домой из Польши

Игры, что не стоят свеч

Виталию Ковальчуку 25 лет. Он военнослужащий внутренних войск, cлужит в войсковой части 5448. До того как призваться в армию, как и многие его ровесники, отчаянно пытался найти свое дело и свое место в жизни. В поисках счастья отправился с друзьями в Польшу. И убедился в истинности поговорки «Где родился, там и пригодился».



На разговор со мной у парня всего полчаса. Потом нужно заступать на дежурство. Судя по всему, служба ему нравится. Однако и там, на гражданке, признается Ковальчук, ему есть чем заняться. Виталий родился в Бресте, окончил техникум и приехал работать в Минск по распределению. Вместе с друзьями устроился на железную дорогу. Еще во время учебы знакомые подсказали, что он легко может получить так называемую «карту поляка». «Начал узнавать подробности, подал запрос в архив. Оказалось, согласно историческим записям в архиве мои бабушка и дедушка участвовали в выборах в польский сейм в начале XX века. Эта справка давала мне право претендовать на получение документа», — рассказывает Виталий. После этого он 2 месяца учился, чтобы сдать экзамен в посольстве: вызубрил историю, гимн страны и многое другое. Получив возможность безвизового въезда на территорию Польши, Виталий стал часто бывать за границей. Покупки, отдых, развлечения. Соседняя страна казалась привлекательной для жизни. Брат уехал туда учиться, Виталий же продолжал трудиться на железной дороге. Работая электромеханиками, молодые парни немного заскучали. «Меня всегда тянуло к физической активности. Хотелось попробовать какой-нибудь жесткий вид спорта. Как-то мне написал товарищ, который собирал регбийную команду в Минске. Мы наняли спортсмена-профи, который тренировал нас за деньги. Команда называлась Unia Minsk», — вспоминает Виталий.


Занимались на обычных открытых стадионах. Выиграв пару минских матчей, отправились на соревнования в Тересполь: «Помню, как играли против польской команды Rugby Bialystok. Им очень понравилось, как мы выступаем. Они как раз набирали игроков, хотели из любительской перейти в более профессиональную лигу. Предложили нам присоединиться». С тех пор парни после работы усиленно тренировались, а в выходные поднимались как можно раньше и отправлялись в Польшу на игру.


Через некоторое время руководство команды предложило Виталию и его друзьям перебраться в Белосток. «Мы подумали: а почему бы и нет? Собрали вещи и через некоторое время были в соседней стране», — рассказывает Ковальчук. С жильем помогло руководство польской команды — ребят разместили в студенческом общежитии. Однако сидеть без дела белорусы не собирались: «Искали работу, но процесс шел очень сложно. Сначала нам предложили вроде бы хороший вариант — электромонтаж в зданиях. У нас было достаточно знаний и опыта, чтобы справиться с этой работой. Зарплату обещали выше, чем в Беларуси. Вот это шанс!» На деле же оказалось, никто не собирался поручать иностранцам серьезные задачи. Виталия не покидало чувство, что он и его друзья здесь чужие люди, поэтому их отправляют делать самую грязную работу. Заплатили при этом всего около 100 долларов, мотивируя отказ платить больше тем, что белорусы якобы и вовсе не работали. Виталий до сих пор в обиде за тот случай.

Парни снова отправились на поиски работы. В этот раз помогли знакомые поляки — отвели на биржу труда. И там найти себе применение по специальности они не смогли. «Нам предлагали какие-то варианты вроде грузчиков в гипермаркеты с зарплатой ниже, чем за ту же работу в Беларуси. Но мы понимали, что это очень тяжелый труд. И на тренировки, а тем более игры сил уже не будет», — и белорусы снова отказались. Третьим местом, где решили попытать счастья, стала частная компания, которая занималась строительством домов. Директор организации был знакомым администратора регбийного клуба, где играли молодые спортсмены. «Как сейчас помню: раннее утро, дождь, мы идем по Белостоку. Долго идем, а обещанного дома все нет. Потом забор заканчивается, и мы видим только вырытый котлован и ничего больше. Люди ходят вокруг в рабочих куртках. Стройка только началась. А нам ведь обещали уже готовое здание, в котором только нужно провести проводку». Ребята совсем сникли. Сыграв еще пару матчей, Виталий решил вернуться в Беларусь.

Ведь как получается: их пригласили тренироваться и играть. «А по факту нам предстояло заниматься тяжелым физическим трудом, а потом еще и на поле результаты показывать. Это было нереально», — уверен молодой человек.

Вернувшись в Минск, он снова трудоустроился на железную дорогу. Говорит, его заработок на родине стабильнее и гораздо выше случайных подработок в Польше. «Получилось как в той поговорке — где родился, там и пригодился», — улыбается солдат. Друзья отговаривали его возвращаться домой, а вскоре и сами вернулись на родную железную дорогу. Через полгода Виталия призвали в армию. Пошел служить во внутренние войска. Сегодня до увольнения в запас ему остается 4 месяца. «Пока был в армии, о многом успел подумать, поразмышлять. Когда закончу служить, скорее всего, буду открывать свое дело с друзьями. Руки есть, высшее образование есть — не пропаду. Вариантов много, — Виталий уверен, что в другую страну на постоянную работу больше не поедет. — Моего опыта мне хватило, чтобы убедиться: никто тебя нигде не ждет. Поляки — наши соседи, они много о нас знают, у многих в Беларуси живут родственники. Однако когда приезжаешь к ним на работу, четко понимаешь, что ты там никто. Конечно, когда я приезжаю тратить деньги, разговор другой. Но на рынке труда конкуренты там не нужны». Здесь ему не хватает только одного — возможности всерьез играть в регби. Но и эта проблема, уверен Ковальчук, со временем разрешится.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter