Игры безграничных возможностей

Наша страна делает ставку только на своих инваспортсменов

Беларусь делает ставку только на своих инваспортсменов

Сегодня в Сочи торжественно открывается ХI зимняя Паралимпиада. В суверенной истории это четвертый спортивный форум. Лучший результат достигнут в Ванкувере-2010 — девять медалей, в том числе две золотые. Удастся ли нашей команде перекрыть эту планку и каковы перспективы развития белорусского инваспорта? На эти и другие вопросы корреспондента «Р» накануне отъезда в Сочи ответил Олег ШЕПЕЛЬ (на снимке) — руководитель Паралимпийского комитета и БелТИЗа, а также паралимпийский рекордсмен, в активе которого пять золотых наград.

— Честь страны в Сочи будут отстаивать десять атлетов, пять мужчин и пять женщин, которые будут состязаться в лыжных гонках и биатлоне. Это Людмила Волчек, Ядвига Скоробогатая, Лариса Ворона, Валентина Шиц, Лидия Графеева, Василий Шаптебой, Дмитрий Лобан, Евгений Лукьяненко, Сергей Сильченко и Сергей Волчунович. Компанию им составят и два лидера — Ирина Нифранович и Михаил Лебедев. Подготовка к главному старту четырехлетия в целом прошла удовлетворительно, хотя не без накладок. Так, из-за изменений в визовом положении вынуждены были пропустить этап Кубка мира и сбор в Финляндии. В сентябре прошел Исполком Паралимпийского комитета, на котором были аккумулированы предложения тренерского и медицинского составов, спортсменов и их личных наставников. И только на основании этого планировалась подготовка, а также обеспечение фармакологией, экипировкой и спортинвентарем. Все потребности паралимпийцев в полном объеме профинансировало Минспорта. По поводу каких-то проблем к руководству Паралимпийского комитета никто из атлетов или тренеров не обращался.

— И, тем не менее, они были. Так, обладательница девяти паралимпийских медалей Людмила Волчек сетовала на большой перерыв в подготовительном периоде, а также на некачественный спортинвентарь…

— Как уже отмечал, срыв поездки в Суоми произошел не по нашей вине. За десять дней до централизованного сбора в итальянском Антхольце Волчек вместе с личным наставником Тамарой Шиманской обратились к министру спорта с просьбой провести сбор в Эстонии. Им пошли навстречу. В итоге мы потеряли заложенные средства на двух человек, так как с итальянской стороны они были невозвратные. А то, что в Эстонии тогда, как и в Беларуси, не было снега, это уже претензии к небесной канцелярии. Не поставила нас в известность в сентябре да и позже Волчек и по вопросу приобретения лыж. К тому же мы готовы были восполнить ее расходы.

— В Ванкувере нашу страну представляла команда ветеранов. На какие результаты вы нацеливаете подопечных в Сочи?

— Возрастной предел для нас не главное. Основной критерий — результаты атлета. Сейчас в составе команды дебютанты — Шиц, Графеева и Волчунович. Это фактически третья часть коллектива. Могли повезти и больше молодежи, но мы исходим из их реальных возможностей, туристы в Сочи нам не нужны. Обязательства у всех паралимпийцев — попадание в восьмерки сильнейших. Все настраиваются на лучшие личные показатели. Другое дело, хватит ли их для покорения пьедестала почета. По опыту минувших Паралимпиад скажу, что результаты чемпионов через четыре года смещаются на пять-шесть мест.

— В уходящем цикле белорусское гражданство сменили многократные триумфаторы Паралимпиад пловцы Пунько и Макаров. А есть ли у нас варианты привлечения легионеров из других стран, что к слову, практикуют многие национальные сборные?

— За последние несколько лет в Россию и Азербайджан уехали пять инваспортсменов, в том числе три паралимпийских чемпиона. Но свято место пусто не бывает. Во-первых, Паралимпийский комитет никогда не делал ставку на варягов, во-вторых, у нас для этого нет возможности. Мы должны изыскивать и обходиться своими людскими ресурсами. В стране более полумиллиона инвалидов. И одним из наиболее продуктивных вариантов социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями являются физкультура и спорт.

— Каким конкретно потенциалом сегодня располагает белорусский инваспорт? Сколько человек в нем задействовано и какие федерации оказывают наибольшее содействие в его развитии?

— Статистика по общему числу занимающихся физкультурой и спортом не ведется. В чемпионатах страны участвуют около тысячи инваспортсменов. Но это любительский уровень, а не спорт высших достижений. На ставках Минспорта находятся и стипендии Президентского спортивного клуба получают всего 32 человека. Фактически это все зимние и летние паралимпийцы. Из общественных организаций наибольшую помощь нам оказывают федерации плавания, велоспорта, легкой атлетики, гребли, лыжных гонок и биатлона. И именно в этих дисциплинах земляки больше всего преуспели на Паралимпиадах, кубках, чемпионатах мира и Европы.

— Какие еще виды спорта, кроме вышеназванных, можно культивировать в стране? Ведь соревновательная программа Паралимпиад и топ-турниров постоянно меняется. К тому же у людей с ограниченными возможностями могут быть и свои предпочтения.

— Для становления новых дисциплин должна быть основательная почва. К примеру, горные лыжи не можем развивать, это очень дорогой и специфический вид спорта, хотя в стране и функционирует ряд горнолыжных курортов. Керлинг тоже требует весомых затрат на спортинвентарь, нужны и отдельные ледовые площадки. Поэтому лучше сосредоточиться на традиционных видах, доступных широкому кругу людей, имеющих материально-техническую базу и тренерские кадры.

— А может, дело еще и в том, что инваспорт всегда финансировался по остаточному принципу — один-два процента от всех расходов Минспорта?

— План, утверждаемый тренерским советом и Исполкомом Паралимпийского комитета, постоянно получает поддержку у руководства ведомства. Конечно, мы подходим к своим запросам максимально реалистично, так как понимаем, что средства спортивной отрасли небезграничны. Как и у здоровых атлетов, наибольшее финансирование у спорта высших достижений в соответствии с заслугами. А некоторые массовые дисциплины поддерживают спонсоры и предприятия БелТИЗа, к примеру, шахматы и шашки.

— Самый чувствительный вопрос всех суверенных Паралимпиад — вознаграждение отличившихся атлетов!

— Сегодня оно составляет 30 процентов от премиальных олимпийцев. Мы подготовили документы, и вопрос увеличения этого уровня теперь находится на рассмотрении в соответствующих инстанциях. Во многих странах мира, в том числе в России, Казахстане, Азербайджане, нет различий в поощрении атлетов. Потому что Паралимпиады также работают на имидж государства.

Фото: Константин БЕЛОУС

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter