Как мозг управляет нашим поведением и самооценкой

Игра воображения

В отличие от животных, поведение которых объясняется в основном простейшими базовыми рефлексами, человек — существо, часто действующее под влиянием эмоций. Хорошим или плохим настроением продиктованы порой наши странные поступки. Как мозг управляет поведением и самооценкой? От работы каких его отделов мы зависим сильнее всего? И почему видим проблемы там, где их нет?

iuniverse.site

Великолепная пятерка

Прежде чем искать ответы на обозначенные вопросы, хочется процитировать самого известного на данный момент “мозговеда”, доктора биологических наук, профессора Татьяну Черниговскую: “Мозг — загадочная мощная вещь, которую по недоразумению мы почему-то называем “мой мозг”. Для этого у нас нет абсолютно никаких оснований: кто чей — отдельный вопрос”.

Существует пять структур, которые отвечают за наше поведение (по крайней мере, так считает современная наука, но кто знает, что еще будет). Прежде всего это лимбическая система, контролирующая все эмоции — от радости до отвращения. Затем — базальные ядра (ганглии), регулирующие уровень тревожности. Исследования известного американского нейробиолога Даниэля Амена показали, что когда их активность повышается, человек начинает волноваться по пустякам. Постоянный “тонус” этой области превращает его в истерика. И наоборот, если активность ганглий слишком сильно снижается, то пропадают мотивация и энергия, человек становится апатичным.

За критическое мышление отвечает префронтальная кора. При ее нормальном функционировании мы действуем продуманно и последовательно, а вот излишняя импульсивность — результат сбоев в этой области. Психоэмоциональное состояние — сфера ответственности височных долей. Благодаря их работе человек может распознавать чужие эмоции и в соответствии с этим строить общение с другими. Кстати, это очень важный момент, поскольку способность улавливать “эмоциональный ответ” собеседника позволяет нам успешно социализироваться в обществе.

Пятая важная структура — поясная извилина, проходящая по центральной части мозга. С ее помощью мы можем переносить внимание с одного объекта на другой, с одной мысли на другую, предвидеть и анализировать различные варианты решений. Образно говоря, поясную извилину можно сравнить с коробкой переключения передач. Если “заедает” (а такое случается, например, в момент стресса) — человек не способен ни договариваться, ни идти на компромисс, ни другими способами приспосабливаться к ситуации. Тогда мы говорим: вот, уперся рогом — и хоть ты тресни!

ДРЕВНЕЕ НАСЛЕДИЕ

Вы никогда не задумывались, почему так сложно идти против мнения большинства?

Дело в том, что в структуре нашего управляющего центра есть область, которая называется древним мозгом. Помимо всего прочего он содержит разнообразные паттерны (схемы-образы), которые передаются каждому по наследству от предков. Конечно, трудно представить, что такой сложный и продвинутый механизм, как наш мозг, живет в XXI веке, а руководствуется при этом первобытными инстинктами. Но это факт. К подобному наследию относится и конформизм — стремление быть как все, бездумное следование общественному мнению. Раньше это помогало племенам выживать (а мы уже говорили о том, что этот механизм — один из самых важных для эволюционного развития). Так вот, чтобы быть индивидуалистом, человеку приходится в буквальном смысле бороться с собственным сознанием. Так что индивидуалисты — это своего рода герои.

Слоны и мухи

Мозг трансформируется на протяжении всей жизни. Это нормальный рабочий процесс — реакция на новую информацию и жизненный опыт. Но в случае, когда этот опыт долгое время был травмирующим, мозг вырабатывает не только поведенческие шаблоны, но и заботится о том, чтобы поддерживать соответствующее состояние психики — постоянно настороженное, в ожидании подвоха. В результате, когда ситуация меняется (например, человек переходит на спокойную работу, избавляется от психологического давления и так далее), мозг по привычке, продолжает диктовать тот стиль поведения, который ранее способствовал адаптации и выживанию. Проще говоря — поднаторев в сражениях с разнообразными трудностями, мы начинаем видеть проблемы там, где их на самом деле нет, и “делаем из мухи слона”. Когда вас в таком состоянии “зацикливает”, переключиться на нормальное крайне сложно, если не заместить тревожные шаблоны на спокойные. Кстати, самый простой пример в этом плане — необходимость регулярно брать отпуск.
Как говорит самый известный на данный момент “мозговед”, доктор биологических наук, профессор Татьяна Черниговская: “Мозг — загадочная мощная вещь, которую по недоразумению мы почему-то называем “мой мозг”. Для этого у нас нет абсолютно никаких оснований: кто чей — отдельный вопрос”.

Злость на службе интеллекта

Есть поговорка — выше головы не прыгнешь. Но порой мозг помогает нам преодолевать труднейшие ситуации, подключая к работе такую, казалось бы, деструктивную эмоцию, как злость. Хотя, с точки зрения науки, чувства некорректно делить на плохие и хорошие. Более того, в процессе эволюции именно отрицательные эмоции играют главную роль. Они помогают виду выжить — сигнализируют врагам, что связываться с вами опасно, и одновременно приводят организм в состояние боеготовности: акцентируют внимание на угрозах, помогают сосредоточиться, “включают” внимание к деталям, аналитическое мышление, усиливают настойчивость. Психологи говорят: не чувствуя злости, вы не оцените ситуацию насилия как насилие, не выйдете из нее вовремя и не обретете способность сопротивляться.

Наверняка вам приходилось слышать истории о том, как стоило только разозлиться и все вдруг волшебным образом получалось. Действительно, в приступе злости человек способен горы свернуть. Правда, тут есть один нюанс. При хронической раздражительности (а это тоже говорит о сбоях в деятельности мозга, например, в результате постоянного недосыпания) человек испытывает так называемый “гневный оптимизм”. Он переоценивает свои интеллектуальные способности, считает себя удачливее других. В некоторых случаях везет — берет наглостью. Но чаще всего излишняя самонадеянность чревата для таких людей неприятностями. Впрочем, это их ничему не учит.

В ТЕМУ
likar.info

К способности мозга “играючи” убеждать нас в чем угодно относятся случаи плацебо и ноцебо. Плацебо-эффект — это когда больному дают какое-то совершенно нейтральное вещество, говоря, что он принимает высокоэффективное лекарство. Поскольку все основано исключительно на самовнушении, реальный терапевтический результат в случае тяжелых заболеваний нулевой. Но субъективно человеку кажется, что он начинает чувствовать себя лучше. Единственная область, где плацебо-эффект реально способствует выздоровлению, — нервные расстройства. Также иногда врачи намеренно прописывают плацебо пациентам, склонным к самовнушению болезненных ощущений. В этом случае появляется возможность избежать неоправданной фармакотерапии.

Некоторые случаи использования плацебо весьма забавны. Так, в США с недавнего времени выпускаются таблетки Obecalp (слово placebo, только наоборот), содержащие исключительно сахар и предназначенные для лечения детей от лени. Говорят, результат применения этого “лекарства” просто сногсшибательный.

Ноцебо-эффект — антипод предыдущего явления, когда больной начинает испытывать ухудшение здоровья и различные болезненные ощущения только потому, что ему о них рассказали. Самым ярким его примером, описанным в литературе, является состояние главного героя книги “Трое в лодке, не считая собаки” после изучения медицинского справочника: “Я добросовестно перебрал все буквы алфавита, и единственная болезнь, которой я у себя не обнаружил, была родильная горячка... Я вступил в этот читальный зал счастливым, здоровым человеком. Я выполз оттуда жалкой развалиной”.

bebenina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter