Игра в жизнь

Группа «Серебряная свадьба» делает из мира кабаре

Группа «Серебряная свадьба» делает из мира кабаре


Их песни не похожи одна на другую, как не похожи друг на друга персонажи лидера и вокалистки группы Светланы Залесской–Бень (на минуточку — режиссера Белорусского государственного театра кукол), меняющего на сцене павлиньи перья на манерные шиньоны и старушечьи очки–колеса. И вокруг этой буффонады — изысканная музыка и стихи, немного ретро, немного фанка, немного джаза...


В тонкости творчества минского кабаре–бэнда «Серебряная свадьба» обозреватель «СОЮЗа» вникал в разговоре со Светланой Бень.


— Светлана, на сцене у вас всегда феерия. А вот название группы, по–моему, — с оттенком печали, грусти. Все–таки серебряные свадьбы отмечают уже люди в возрасте...


— Совершенно не согласна! Серебряная свадьба — редко встречающийся и достойный уважения благородный момент, когда люди проживают десятки лет вместе и сохраняют отношения так, что даже собираются отмечать это событие. Я бы назвала это торжеством добродетели. Человеком в возрасте руководят уже какие–то высшие материи.


— Жанр кабаре, который вы показываете на сцене, считается развлекательным. А ваши героини на сцене чаще всего трагичны.


— Образ кабаре — сложный, философский и печальный. Здесь человек что–то сообщает миру в игре, без лишнего пафоса. В кабаре сплетены разные виды искусств, музыки, театра. Нам, например, очень важна визуальная сторона, мы на сцене часто меняем реквизит, переодеваемся, разыгрываем сценки...


— Этакий протест против обыденности.


— Мне больше нравится слово «преобразование», преображение мира в нечто более яркое.


— Поэтому, наверное, вам удается делать песни даже и из художественной прозы того же Бертольда Брехта.


— Да, песня «Старая падла» написана по мотивам брехтовского рассказа «Беспутная старуха». Это про бабушку, что всю жизнь жила для семьи, для детей, для мужа. А потом дети разъехались, муж умер, и она на старости лет решила пожить в свое удовольствие и потратить все деньги на свою личную развеселую жизнь. На сцене я переодеваюсь в какую–то хламиду, напяливаю очки, шляпку и запеваю под гармошку–концертино...


— Вы театральный режиссер, композитор и поэт. Что появилось раньше — театр или музыка?


— Развивалось все параллельно и одновременно. Раньше всего я начала петь, причем про себя, и, думаю, что с самого рождения. Тогда же, как в жизни каждого ребенка, в виде бесконечной игры, появился и театр. И я эту игру и не собираюсь оставлять. Я хочу играть всю жизнь.


— Причем в куклы...


— Напрасно иронизируете, кукольный театр — очень мистический, очень взрослый, не предназначенный для детей изначально. Детям он нравится потому, что в нем больше магии, он полон древних сакральных ритуалов в большей степени, чем театр драматический. Детей, тонких и мистических существ, это впечатляет.


— Насколько мне известно, «Серебряная свадьба», как проект, вышла из «квартирника»...


— Нас все время двигали и двигают наши зрители, слушатели. Однажды мы шутки ради где–то спели, кто–то снял это на любительские камеры, потом нас стали снимать на камеры более профессиональные, музыка распространялась через Интернет — и потом эти песни без нашего шевеления единым пальцем оказались на большой площадке. Нам дарили костюмы и реквизит, покупали наши растиражированные на компьютере диски, вкладывали в нас деньги...


— Вы лишь в прошлом году выпустили первый студийный альбом «Сердечная Мускулатура». До этого группу только по записям «квартирников» и знали.


— Я в принципе очень сомневаюсь в возможности перенесения на какой бы то ни было носитель живого кабаре. Его лихую атмосферу на записи полностью не передать, кабаре процентов на 90 — общение зала и сцены. Концерт — это ведь подчеркнутая «несделанность», жизнь, зритель должен не только послушать, но и заворожиться. Люди очень любят играть, но не всегда имеют такую возможность. Если мы на концертах им такую возможность даем — так это просто прекрасно.


— Вы ведь и в театре играете вместе с публикой, а свой спектакль «Пеппи Длинныйчулок» так и просто делали вместе с одной из зрительниц.


— Четвероклассница Таня Шадрина победила в нашем конкурсе рисунка, и по ее эскизам мы делали сценографии к «Пеппи». Спектакль получился очень веселым, очень детским, и там есть моменты, где в него активно включаются зрители.


— А группа не планирует и дальше сотрудничать с театром?


— Очень хочется экспериментов в звучании, хочется спектаклей, в которых группа и создает музыку, и выходит на сцену. Мы обо всем этом думаем, и все это может состояться в скором будущем. Все меняется ежеминутно, и это прекрасно — мы подвижный и дышащий организм. Сейчас группа работает в студии, готовит альбом, в котором будут песни, что накопились за последнее время, самые важные для нас.


— А продвигается ли ваш новый проект «Бенька и оркестр минималистов–дадаистов «Додо»?


— Да, я сочиняю песни, вдохновившись эпохой и творчеством художников–дадаистов и современных бардов, этаких лириков от физики, интеллигентов. В этом проекте другие музыканты и другие инструменты — фортепиано, терменвокс, ксилофон, электронные и живые барабаны. Все очень камерно, звук на этих записях получается легкий, нежный, прозрачный, близкий к романсу.


— Светлана, как вы все успеваете? У вас ведь летом родился второй ребенок!


— Конечно, с рождением дочки времени на музыку остается совсем мало, но, надеюсь, одно другому скоро перестанет мешать, и мы с обоими детьми будем путешествовать вместе и многое сможем вместе сделать. Но уже сегодня дочка для меня — бесконечный источник вдохновения и волшебства.


Досье «СОЮЗа»


Группа «Серебряная свадьба» организовалась в 2005 г. вокруг режиссера минского театра кукол Светланы Залесской–Бень. Инструменты: гитара, контрабас, труба, тромбон, саксофон, скрипка, туба, концертино, барабаны. В репертуаре — песни Светланы Залесской-Бень на русском и французском языках с элементами буффонады, театра кукол и кабаре. Концертная география: Минск, Москва, Владимир, Ростов–на–Дону, Санкт–Петербург, Сибирь и Урал, Киев, Варшава, Вильнюс, Париж, Германия, Голландия и т.д.


Андрей Васянин


vasianin@rg.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter