Кто в ответе за пассажиров такси?

Игра в шашечки

Вызвать машину с шашечками сегодня по карману многим. Эта ситуация сложилась прежде всего из-за возросшей конкуренции и прихода новых технологий в сферу пассажирских перевозок. Но не сказывается ли это на безопасности?

Такси я вызвала поздним вечером, когда возвращалась из гостей домой. Этим городским сервисом пользуюсь время от времени. Как обычно вежливая диспетчер сообщила, что автомобиль подадут в течение десяти минут, но ждать пришлось еще меньше. Старая проверенная служба всегда работает без задержек.



Был туман, и водитель рассказал, что в городе много аварий, три из них — с участием конкурентов, появившихся в Могилеве недавно, но уже вытесняющих тех, кто открылся раньше. Нет, таксист вовсе не хотел очернить коллег, просто констатировал факт: те действительно часто становятся виновниками аварий, в том числе очень серьезных. Но у новичков есть для клиента бонус в виде низких цен.

— А к нам теперь обращаются чаще по праздникам, когда у конкурентов элементарно не хватает машин и они не в состоянии перевезти всех желающих. Кстати, шоферами туда берут едва ли не всех желающих. Многие только что окончили курсы — и сразу за руль, при этом не имеют стажа, и правила дорожного движения часто нарушают, а то и просто не справляются с управлением. В нашу же службу берут людей только проверенных, с хорошей репутацией, однако все эти мелочи клиентов теперь мало интересуют.

В последнее время в Могилеве, как и в других городах страны, наметилась нешуточная схватка между службами такси. Некоторые борьбы не выдержали, ушли с рынка. Появляется все больше зарубежных сервисов, которые завлекают бросовыми ценами, удобными мобильными приложениями вызова автомобиля, возможностью оплаты услуги карточкой и ценой, известной заранее, до поездки. Позиционируют себя часто не как перевозчики, а как агрегаторы, зарабатывающие на информационных услугах: связывают пассажиров и таксистов, а сами ни за что не отвечают. Неудивительно, что их не интересует ни стаж водителя, ни его опыт, зарегистрироваться здесь может каждый. Некоторые пошли еще дальше: называют себя фирмами, сдающими в аренду машины с водителями. Причем парки авто имеют внушительные.

Казалось бы, на закупку большого количества машин, преимущественно новых, нужны огромные капиталы. Откуда они? Но, оказывается, и здесь все продумано: фирмы берут в аренду авто у всех желающих, а потом приглашают на работу водителей.

Рынок такси сегодня переживает непростые времена. С одной стороны, он менее регламентирован, чем раньше. И это плюс. У бизнеса появился больший простор для развития. С другой стороны, на дорогах должны соблюдаться определенные правила. Иначе беды не избежать

Многие молодые могилевчане считают неплохим заработком взять автомобиль в лизинг и тут же сдать его в аренду такому сервису. На бумаге все получается довольно гладко: ежедневно за автомобиль требуется вносить оплату лизинговой компании около 7 рублей, а получить можно до 50. 43 рубля — чистая прибыль. Получается около 1300 рублей в месяц, при этом ничего не надо делать, своего рода пассивный доход. Правда, очень часто уже через несколько дней эксплуатации не­опытный водитель сервиса-арендатора разбивает чужое авто в хлам, а его владельцу потом в течение нескольких лет приходится отдавать за него деньги лизинговой компании. Но о таком исходе мало кто думает, каждый надеется на  удачу.

В прошлом году в стране отменили лицензии на выполнение автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении — теперь в таксисты может идти кто хочет, рынок, по сути, из регулируемого перешел в статус саморегулируемого.

Отчасти и бизнесмены, и пассажиры от этого только выиграли: одним стало значительно легче войти в бизнес, для других в связи с ростом конкуренции существенно снизились цены. И редко кто вспоминает о том, что в зоне риска оказалась жизнь многих людей.

В обществе не утихают споры о необходимости вернуть лицензии для таксистов. За возврат, кстати, выступает и Министерство транспорта и коммуникаций. Первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Алексей Ляхнович говорит, что особого внимания заслуживает опыт Польши и России: «Лицензия должна выдаваться не перевозчику, как раньше. Должна быть лицензионная карточка на каждый автомобиль. Мы обязаны знать каждого водителя и каждую машину, которые заняты перевозками пассажиров в сфере такси».

Опытные таксисты с таким подходом полностью согласны. Один из них, Михаил Максимов, признался:

— Честно говоря, надоело постоянно с трудом разъезжаться на дорогах с молодыми конкурентами, ездить становится все опасней. У меня водительский стаж 16 лет, в свое время начинал на грузовике, затем несколько лет работал в государственном таксопарке. Раньше требования к водителю такси были серьезными. Такси — не та услуга, где может считаться приемлемой низкая цена при низком качестве. Это очень опасно. И даже если кто-то себя позиционирует как фирма, сдающая на время автомобили с водителем, — не вижу разницы. Их клиенты тоже хотят по окончании поездки оставаться живыми и здоровыми. Значит, все без исключения, кто перевозит пассажиров, должны работать в одном правовом поле — даже если просто берешь попутчика на трассе.

С моими собеседниками солидарен и начальник отделения по агитации и пропаганде ГАИ УВД Могилевского облисполкома Евгений Жилинский:

— Уверен, чтобы работать на такси, нужно не только окончить автошколу и иметь опыт работы, но и отучиться на специальных курсах. Открыть такие просто необходимо, по их окончании человек должен получать свидетельство, без которого его не возьмут на работу в фирме, не выдадут ­лицензию как ИП. А сегодня что получается? Заключается с диспетчерской фирмой договор фрахтования машины вместе с водителем на одни сутки — и пожалуйста, перевози пассажиров. Прийти на этих условиях может каждый, даже человек без свидетельства предпринимателя: прицепил плафон с шашечками — и катайся, да и налогов платить не надо.

Когда существовали лицензии, вспоминает Евгений Жилинский, таксистов контролировали и сотрудники ГАИ, и транспортная инспекция. Проверяли техническое состояние автомобиля и, если находили серьезные нарушения, могли лишить даже лицензии. Это дисциплинировало. Сегодня же лишать стало нечего — каждый ездит, как хочет. Да и мобильные приложения — не всегда плюс, даже если они удобны: у сервиса перевозок должен быть серьезный организатор, которого всегда можно найти, с которого можно спросить. А как предъявить претензии мобильному телефону или компьютеру?

Могилевский экономист Константин ­Зайцев уверен:

— Главная причина успеха сервисов с приложениями даже не в удобстве онлайн-заказов, а в низких ценах. Им, раскрученным во многих городах, а то и странах, проще на первых порах дотировать свои перевозки, переманивая клиентов. Но вполне ожидаемо, что со временем, победив конкурентов, они существенно поднимут цены. Но есть у них и неоспоримые преимущества: используют новые технологии, идут в ногу со временем, дают возможность местным водителям и автовладельцам заработать.

Рынок такси сегодня переживает непростые времена. С одной стороны, он менее регламентирован, чем раньше. И это плюс. У бизнеса появился больший простор для развития. С другой стороны, на дорогах должны соблюдаться определенные правила. Иначе беды не избежать.

Автогонщики при прохождении крутого поворота нередко используют управляемый занос. Это когда машину может кинуть из одной стороны в другую, но водитель умело ее выравнивает и, по ­сути не снижая скорости, проходит сложный участок. Не это ли умение сейчас надо и в управлении сферой такси?

МНЕНИЕ

Татьяна Ищенко, заместитель генерального директора ОАО «Могилевоблавтотранс»:

— Работа таксистов связана с повышенной опасностью, ответственностью за пассажира, поэтому, считаю, этот вид деятельности должен лицензироваться. Ведь лицензия — это всегда определенные правила, ограничения, неукоснительное выполнение условий и требований, предъявляемых и к человеку, и к автомобилю. Разве раньше мог кто-нибудь стать водителем такси без определенного стажа, опыта? А теперь — пожалуйста, так как требований нет никаких: окончил автошколу — и сразу же можно возить людей, так делают многие. Но должно ли так быть?

ДОСЬЕ «НГ»

В прошлом году зарегистрировано 358 дорожно-транспортных происшествий с участием перевозчиков: более 460 человек получили травмы, 116 — погибли. По данным Министерства по налогам и сборам, на 1 января 2017 года на рынке такси работало 5554 субъекта хозяйствования,  на 1 сентября этого года — 6664 перевозчика.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter