Игра в поддавки

Госсекретарь США К. Райс, выступая в Вашингтоне перед редакторами газет, заявила, что Россия должна признать, что у США есть «законные интересы» на постсоветском пространстве

Начало мая ознаменовалось целой чередой заявлений и событий, которые, можно сказать, сами собой увязываются в единое целое. По сути, речь можно вести об очередной попытке перехода «цветных» режимов Украины и Грузии под внешнее управление. Точнее, о попытке перевести под это управление указанные республики. 

Сначала госсекретарь США К. Райс, выступая в Вашингтоне перед редакторами газет, заявила, что Россия должна признать, что у США есть «законные интересы» на постсоветском пространстве. 

Буквально в то же самое время, когда прозвучало заявление Райс, М. Саакашвили поручил правительству «изучить вопрос и в течение максимум одного-двух месяцев представить экономическое обоснование целесообразности нахождения Грузии в составе СНГ». Вслед за «цветным» грузинским лидером «проанализировать плюсы и минусы» нахождения в Содружестве вознамерились и украинские политики. 4 мая им на помощь срочно прибыл новый американский посол – господин Уильям Тейлор, профессиональный разведчик, до этого работавший по профилю (поочередно) в зоне палестино-израильского конфликта, Ираке и Афганистане. (Судя по тому, что там сегодня творится, весьма плодо-творно.) 

Подобного рода «цветастые» заявления и даже назначение господина Тейлора можно было бы оставить без внимания, если бы не одно но. Прозвучали они на фоне прошедшего 4-го и 5 мая в столице Литвы саммита лидеров стран Балтийского и Черноморского регионов. Среди участников – президенты Литвы, Латвии, Эстонии, Финляндии, Польши, Украины, Молдавии, Болгарии, Румынии и Грузии. Армения была представлена главой внешнеполитического ведомства, а Азербайджан – премьер-министром. От Вашингтонского и Брюссельского «обкомов» были соответственно вице-президент США Р. Чейни и генсек совета ЕС Х. Солана. 

Основной лейтмотив встречи задал (видимо, по праву «хозяина») президент Литвы, призвавший в своей приветственной речи страны ЕС «объединяться с целью распространения ценностей демократии» за его пределами. «Угроза новых железных занавесов не исчезла, по соседству до сих пор находятся государства, пытающиеся избежать демократических преобразований», – страшно пугал он гостей с трибуны. Кто же мешает соседям идти в светлое будущее, пояснил уже президент Грузии: «Россия угрожает развитию демократии в Украине, Грузии и странах Балтии… Необходимо бороться за будущие поколения. Если Европе не удастся это сделать и если политические силы где-то в Москве смогут уязвить нашу демократию, то результаты будут страшные», – почти вконец запугал он собравшихся. 

Но не до конца, потому что дальше пугать стал (участвовавший в работе саммита по просьбе Д. Буша с докладом о концепции «целостной и свободной Европы») американский вице-президент США, обвинивший Москву в «шантаже», «запугивании», «подрыве территориальной целостности соседей» и «вмешательстве в демократические процессы». Заодно (вместо того, чтобы говорить о Европе) раскритиковавший российскую внутреннюю политику, после чего, к великой радости присутствующих, обрушившийся на политику внешнюю. Кульминацией речи стало заявление, что России предстоит сделать выбор: «вернуться к демократии» или «стать врагом». «Возвращение к демократии будет гарантировать больше успеха и больше уважения со стороны соседних государств», – подчеркнул оратор, констатируя тем самым, что от демократии Россия уже ушла. «Никто из нас не верит в то, что Россия обречена стать врагом», – резюмировал Чейни. Из чего можно было сделать вывод, что вероятность такого развития событий весьма вероятна. 

По мнению некоторых комментаторов, «вильнюсская речь Р. Чейни стала самым резким выступлением американского руководителя в отношении России за все время, прошедшее после окончания холодной войны». Красной нитью по всему выступлению вице-президента США проходила тема холодной войны. Это выражение, впервые произнесенное, как известно, ровно 60 лет назад Черчиллем в Фултоне, Чейни употребил трижды. Фактически слова Чейни означали, что холодная война возобновляется, просто теперь «линия фронта» сместилась. «Распространение демократии необратимо... Система, которая дала надежду на берегах Балтийского моря, может принести надежду и на берега Черного моря и даже дальше, – предрекал вице-президент США. – То, что применимо для Вильнюса, также применимо и для Тбилиси, и для Киева. И это же применимо и в Минске, и в Москве». 

Но если в отношении России все ограничилось лишь громкими заявлениями, то нашей республике пообещали «помочь встать на демократический путь развития». «Мы обязались добиваться демократического успеха в Беларуси», — сказал Чейни и передал словесную эстафету президенту Польши. «В Беларуси имеются проблемы с демократией, мы уверены, что нужны меры поощрения демократии в Беларуси», — продолжил Качинский и тут же заявил, что белорусской оппозиции необходима поддержка, которая «должна быть результативна». Слова польского оратора были с восторгом приняты небольшой группкой, гордо самопровозгласившей себя «делегацией белорусской оппозиции». Обрадованные «делегаты» тут же подарили американскому оратору «символический подарок — кружку из спецприемника-распределителя». (Оставив в стороне абстрактный символизм этого жеста, хочется отметить сугубо практичную финансовую сметку дарителей – цена подаренной вице-президенту США кружки в лучшем случае доллар, в ответ американцы подарят самозваным оппозиционерам в миллионы раз больше.) 

Выпив из подаренной кружки вина и всласть наговорившись, довольные участники разъехались. А либеральные СМИ «молодых демократий» принялись в очередной раз клеймить «имперские амбиции» Москвы и «хоронить» СНГ. Основные надежды и роль могильщика, разумеется, возлагаются на заокеанский «оплот демократии». Между тем поводов для радости и похоронного оптимизма гораздо меньше, чем может показаться. 

Во-первых, СНГ не столь аморфная структура, как бы того кому-то хотелось. И это понимают даже сподвижники «цветных» президентов Грузии и Украины. В частности, министр Грузии по вопросам экономических реформ К. Бендукидзе, утверждающий, что для Грузии возможный выход из Содружества «может обернуться большими проблемами», или представитель президента в кабинете министров Украины Б. Беспалый, заявляющий, что для Киева вопрос о выходе из СНГ «не является актуальным». 

Во-вторых, у самих США и основы их мощи – доллара — проблем сегодня гораздо больше, чем об этом говорят даже самые суровые критики. Причем проблемы эти (не говоря о росте цен на нефть) имеют место буквально во всех регионах планеты. Латинская Америка стремительно «левеет» и начинает выдавливать западные энергетические компании. В Африке (откуда в США идет около 20% нефти) вновь неспокойно. Ближний Восток в целом, не говоря уж об Ираке в частности, напоминает пороховую бочку. Юго-Восточная Азия готовится заменить доллар своей валютой. Даже Центральная Азия, где по-прежнему падают американские вертолеты (в Афганистане), с подачи Турции создает Банк торговли и сотрудничества в рамках азиатской организации экономического сотрудничества, что, по мнению экспертов, ведет к ослаблению американского влияния в регионе. Иран намерен прейти на расчеты в евро в ближайшие месяцы и уже зарегистрировал нефтяную биржу в свободной экономической зоне на о. Киш в Персидском заливе… 

На этом фоне становится вполне понятным стремление вашингтонских стратегов попытаться хоть немного отыграться на СНГ. Чем же вызвано намерение некоторых «цветных» политиков самого СНГ подыграть им, по-прежнему остается без ответа. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter