В Дрездене объявили «нацистскую чрезвычайную ситуацию» в ответ на проигрыш на местных выборах

Игра в оловянных наци-солдатиков

В Дрездене объявили «нацистскую чрезвычайную ситуацию». Именно так, в стиле SOS, сообщили новость многие средства массовой информации. Что это значит? Любимый туристами город закрыт для посещений? В город на Эльбе непостижимым образом высадился коричневый десант из мрачного прошлого? Оказалось, муниципальный совет этого города в Восточной Германии принял резолюцию под названием Nazinotstand («НацизмуНеМесто»), заявив, что проблема ультраправых в городе стоит очень серьезно.

Дрезден, столица Саксонии, уже давно считается своеобразным оплотом ультраправых. В частности, именно в нем появилось антиисламское движение ПЕГИДА, что расшифровывается как «Патриотические европейцы против исламизации».

Разделение между восточными и западными немцами более всего заметно на примере результатов, которые получает на выборах правопопулистская партия «Альтернатива для Германии». Если на земельных выборах в ландтаги на западе Германии она набирает порядка 10 процентов голосов избирателей, то на востоке — около 25 процентов.

И это действительно проблема — политическая проблема, которая стала очевидной для всей страны после последнего разгрома правящей партии Германии на выборах в Тюрингии. 

Спустя 30 лет после падения Берлинской стены на выборах здесь победила Левая партия, преемница правившей в бывшей ГДР Социалистической единой партии Германии (СЕПГ). Второе место заняла правая «Альтернатива для Германии». А вот гордая и величественная партия немецкого единства — ХДС — свалилась с номера один партийной лестницы на третье место. 

Эту ситуацию www.rg-rb.de описала убийственным афоризмом: «Слева ужас, справа страх, в центре — крах». 

По мнению немецких журналистов, катастрофические итоги выборов в ландтаги — это уже не вызов, а диагноз всей политической системе Германии. Цитата: 

 «Успех АдГ, партии «нет», показывает: в обществе созрела проблема, от которой прячутся все так называемые народные партии. И общество отвечает на эти прятки: народными становятся другие политические силы, а крупнейшие игроки уходят за горизонт 10 процентов». 

На этом фоне депутаты городского совета Дрездена и объявили «нацистскую чрезвычайную ситуацию». Здесь тоже на прошедших выборах в местный парламент АдГ заняла второе место и набрала 27,5% голосов — на 17,8% больше, чем в 2014 году.

Выборы в парламенты Саксонии, Бранденбурга и Тюрингии, которые прошли осенью этого года, окончательно сформировали тенденцию. Они показали, что правопопулистские идеи широко распространились в федеральных землях на территории бывшей ГДР.

Но решается ли эта проблема резолюциями? В политическом смысле это скорее истерика. Жест отчаяния в ответ на проигрыш на очередных местных выборах в бывшей ГДР. Еще хуже, если это игра в «оловянных нациков», навешивание ярлыков вместо трезвой оценки реальности. Не случайно в самой ХДС резолюцию описали как «исключительно политическую символику» и назвали грозные выражения в документе «речевой ошибкой».

Все последние дни после разгрома в ландтагах от ХДС ждут новой программы — социальной, экономической, политической. 

И не только в Германии. Схожие процессы, когда власть разрывается между крайне правыми и крайне левыми политическими силами, происходят во всей Европе. Протестный электорат растет, а мейнстримовые партии пока не имеют на него ответа. 

romanova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter