22 года лишения свободы: подробности похождений приверженца «самурайского кодекса»

Игра в «ножики»

Дождливой сентябрьской ночью на заднем крыльце одной из школ Московского района Минска разыгралась ссора, которая стоила жизни девушке, оставила шрам на лице ее подруги и на много лет лишила свободы молодого человека. Корреспондент «Р» узнала, за что 22-летний парень нанес больше сотни ранений своей соседке по дому и какие еще его грехи выявились во время следствия.

Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ.

В ожидании зомби-апокалипсиса

Несколько лет назад Анастасия и Никита довольно тесно общались, несмотря на шестилетнюю разницу в возрасте. Они проживали в соседних подъездах одного дома, оба проявляли интерес к наркотикам. Юный Никита нередко покуривал спайсы, а также принимал препарат трамадол. Разжиться подобным зельем можно было у Анастасии, чей муж имел отношение к незаконному обороту наркотиков. Дружба пошла врозь после того, как девушка забрала у клиента, одурманенного трамадолом, мобильный телефон. Ограбленным оказался приятель Никиты, а сам он очевидцем «экспроприации», о чем и дал показания на суде. 

Анастасия, и раньше имевшая проблемы с законом, на два года отправилась в колонию. Оттуда она вернулась, по словам матери, совсем другим человеком. Молодая женщина порвала с мужем, восстановилась в родительских правах относительно маленького сына, устроилась на работу и записалась в автошколу. Изредка встречаясь с Никитой на улице, здоровалась сквозь зубы, памятуя, что он был главным свидетелем обвинения, отзывалась о нем с пренебрежением. 

Судимостью обзавелся и Никита — за уклонение от службы в армии. После школы он некоторое время работал грузчиком на рынке «Ждановичи», потом бросил это неприбыльное занятие и плотно уселся на шею матери. Причем не на шутку гневался, если та намекала, что неплохо было бы устроиться на работу, ну или хоть посуду пока помыть. Близких друзей у него не было: знакомые считали Никиту, зацикленного на неком «самурайском кодексе» и коллекции холодного оружия «на случай зомби-апокалипсиса», многие из экземпляров которой он смастерил сам, мягко говоря, странным. Целыми днями он смотрел сериалы, играл в компьютерные «стрелялки» и занимался некими экзотическими видами восточных единоборств — сам, без тренера, в безлюдных местах.

— Я опасался его из-за того, что он помешан на ножах. Видел несколько раз в общей компании, как он показывал самодельные ножи и нунчаки, которые носил с собой в рюкзаке. Метал ножи в деревья, демонстрировал какие-то приемы. Было видно, что на самом деле он не владеет восточными единоборствами, а приемы просто придумывает, — высказался позже один из знакомых Никиты. 

Герой видеозаписи

Порвав с прежним образом жизни, Анастасия продолжала общаться с Ольгой, подругой брата своего бывшего мужа. Тем вечером девушки решили выпить пива, а поскольку шел дождь, устроились на заднем крыльце школы, под козырьком. Сторож их видела, однако решила не прогонять, потому что девушки вели себя спокойно. И надо ж было такому случиться, что после полуночи на девичьи голоса вышел Никита, который как раз, по его словам, шел тренироваться с нунчаками в близлежащий лесок. Наряжен он был… в маску для страйкбола.

— Мне показалось, что к девушкам кто-то пристает, вот я и надел маску, чтобы «всечь» тому парню и остаться неузнанным, — позже пояснил он.

Сначала общение протекало мирно. Барышни даже сфотографировались вместе с человеком-пауком — этого персонажа он напоминал в маске. Затем Никита, потягивая чужое пиво, продемонстрировал девушкам, как ловко умеет управляться с нунчаками. Его представление Настя даже сняла на камеру мобильного телефона. Но затем разговор коснулся событий, которые привели ее в колонию, и перешел на повышенные тона. Анастасия обвиняла Никиту в том, что он ее подставил, тот пытался объясниться. А поскольку он вообще был товарищем достаточно агрессивным, обидчивым и раздражительным, то вскоре от устных аргументов перешел к стальным: со словами «а теперь давайте поиграем» выхватил из кармана нож-бабочку. 

Первой удар получила Ольга, которая Никиту не знала и в спор-то вмешивалась время от времени, пытаясь утихомирить оппонентов. Нож прочертил на ее лице рану от носа к подбородку через нижнюю губу. Потом Никита набросился на Настю. Подруга попыталась заступиться, но, получив удар в живот, ринулась в школу за помощью. Напуганная пенсионерка-сторож открыла ей не сразу, а Никита действовал молниеносно. Сотрудники Департамента охраны приехали через считанные минуты после вызова, однако на заднем крыльце школы нашли лишь девушку в светлой куртке, не подававшую признаков жизни. 

Эксперты насчитали на теле Анастасии не менее 110 ударов, 93 из которых были нанесены ножом и повредили многие жизненно важные органы: спинной и головной мозг, сердце, легкие, печень, селезенку… Шансов на жизнь у девушки попросту не осталось. 

Истерически рыдающая, пьяненькая Ольга все же сумела объяснить оперативникам, что на них напал какой-то Настин знакомый, имевший отношение к ее судимости. Назвать имя парня она не могла, зато вспомнила, что его изображение осталось в памяти мобильного телефона подруги. Правда, пароля доступа не знала, поэтому позвонила близкому другу Анастасии. Именно он по телосложению, повадкам, характерной татуировке и опознал на видео нападавшего как парня из Настиного дома по имени Никита. Установить фамилию и точный адрес злодея было несложно. Еще не рассвело, а оперативники подняли молодого человека из постели, куда он успел залечь, избавившись от ножа. 

В поисках адреналина 

Образец ДНК убийцы поместили в базу данных Комитета судебных экспертиз и сличили с образцами, изъятыми с мест других преступлений. Так через месяц следствие узнало, что Никита замешан в разбойном нападении на магазин, совершенном еще в 2011 году. Налету тогда подверглась небольшая торговая точка, разместившаяся на первом этаже многоквартирного дома. Продавец, нажавшая тревожную кнопку, рассказала милиционерам, что в магазин вошли двое парней, как ей показалось, лет по двадцать. На головы обоих были натянуты капюшоны, лицо одного закрывала карнавальная маска, а второго — шарф. Один разбойник раскрыл на прилавке большую сумку и будничным тоном велел положить туда деньги и сигареты, второй в это время держал ее на прицеле пистолета. Напуганная женщина повиновалась и передала им 10 блоков достаточно дорогих сигарет и 230 тысяч рублей — дело было задолго до деноминации. При осмотре места происшествия и его окрестностей эксперты изъяли два окурка, на которых сохранилась ДНК. 

Признаваясь в жестоком убийстве, Никита возмутился, что его обвиняют в разбое. Факта нападения он не отрицал, назвал имя сообщника — бывшего одноклассника, однако расценивал этот поступок чуть ли не как подростковую шалость:

— Мне нечего было делать, хотелось получить острые ощущения, вот я и предложил приятелю напасть на какой-нибудь магазин. Выбрал именно тот, потому что находится недалеко от моего дома, маленький.

Думается, дополнительными факторами, повлиявшими на выбор, был обширный пустырь на противоположной стороне улицы, близость яблоневого сада с высокой травой, в которой можно было затеряться, и небольшое количество покупателей.

Никита велел однокласснику, а разбойники учились тогда в 10-м классе, обоим было по 16 лет, взять сменную одежду, чтобы переодеться и не попасться по приметам. Из дома он взял карнавальную маску, а также пистолет-зажигалку, который показался продавцу грозным оружием. Удивительно, но эта вылазка двух подростков прошла без сучка без задоринки и долго оставалась тайной. К слову, позже Никита прозрачно намекал знакомым о причастности к этому делу, но ему просто-напросто никто не поверил: как тактично высказался один из знакомых, Никита казался недостаточно храбрым и сильным. 

Павел Попков, старший прокурор отдела прокуратуры Минска, сообщил, что за совершенные преступления Никита Маличенко приговорен к 22 годам лишения свободы.

nevmer@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter