Проблема репродуктивного выбора у подростков: эксперты – о снижении числа абортов, семейных ценностях и новом школьном предмете

Игра в «дочки-матери»

По статистике ВОЗ, ежегодно в мире около 17 миллионов девушек в возрасте до девятнадцати лет становятся мамами. Каждый год небезопасному аборту подвергаются около 3 миллионов подростков. А осложнения во время беременности и родов в таких случаях являются второй причиной смертности девушек. Какая картина с подростковыми абортами и ранним материнством вырисовывается в нашей стране, какие меры стоит принимать для улучшения демографической ситуации и как разграничивать сферы ответственности в вопросе сексуального воспитания молодежи?

До 18 лет интересы ребенка представляют родители, и вопрос, оставить ребенка или нет, — в их компетенции.
Фото kolobok.ua

На эти и многие другие воп­росы кор­респондент «Р» искала ответы во время «круглого стола» вместе с экспертами. В их числе — декан факультета повышения квалификации и переподготовки кадров БГМУ, врач акушер-гинеколог кандидат медицинских наук Оксана Теслова, координатор центра дружественного отношения к подросткам «Доверие», психолог, валеолог Валентина Шукан, старший участковый инспектор ИДН Партизанского РУВД Минска капитан милиции Дмитрий Юсько и старший преподаватель кафедры социальной педагогики БГПУ имени М. Танка Елена Погодина.

Оксана ТЕСЛОВА.
Валентина ШУКАН. Елена ПОГОДИНА. Дмитрий ЮСЬКО.
Цифры цифрам рознь


«Р»: Данные ВОЗ по раннему материнству и абортам в подростковом возрасте неприятно удивляют. А какова ситуация в нашей стране?

О. ТЕСЛОВА: Данные ВОЗ — это лишь среднестатистический показатель. И очень трудно нашу страну сравнивать, к примеру, с Африкой, где материнство в 14-летнем возрасте не является чем-то из ряда вон выходящим. В прошлом году у нас в стране количество абортов у девушек, которые не достигли совершеннолетия, составило 168 случаев. В 2017 году 166 абортов у девочек до 18 лет, в 2016-м — 208 случаев. Статистические данные собираются по разным возрастным категориям. Беременность до 15 лет — это единичные случаи, но они были всегда.

Как видите, наблюдается положительная тенденция — число прерываний беременности без медицинских, социальных либо генетических показаний в подростковой среде сокращается. Тем не менее ежегодно около 200 девушек-подростков напрямую сталкиваются с проблемой репродуктивного выбора. И об этом стоит говорить.

«Р»: Слышала, что порядка 40 процентов всех женщин идут на аборт из-за финансовых трудностей. А с какими проблемами сталкиваются забеременевшие девочки-подростки?

В. ШУКАН: В первую очередь, они боятся сказать об этом родителям. Одна из моих последних консультаций очень показательная: 17-летняя девушка боялась сказать маме о беременности. Тем не менее мама девочки знала, с кем проводит время ее дочь и где остается ночевать, а значит, могла предугадать последствия. Девочка призналась, что так глубоко об этом не задумывалась.

Специфика нашего центра в том, что в ситуации беременности несовершеннолетней мы проводим семейные консультации. По законодательству нашей страны возраст сексуального согласия наступает с 16 лет. В уголовном праве — возраст, начиная с которого человек считается способным дать информированное согласие на секс с другим лицом. В иных случаях взрослый несет правовую ответственность, если он вступает в половую связь с лицом, не достигшим данного возраста. На прерывание беременности девушка может дать согласие с 18 лет, до совершеннолетия интересы ребенка представляют родители, и вопрос, оставить ребенка или нет, — в их компетенции. Наша задача в том, чтобы семья приняла ответственное решение, осознала все возможные последствия. Года три назад специалисты нашего центра столкнулись с тяжелым случаем: при беременности врачи определили у девочки серьезную патологию развития матки, это обстоятельство обуславливало высокие риски осложнений в случае аборта. Мама подростка настояла на прерывании беременности. После процедуры развились такие осложнения, что девочка больше никогда не сможет родить. Эта ситуация обернулась серьезной психологической травмой как для самой девочки, так и для мамы. Когда женщина привела дочку с послеабортным синдромом, она спрашивала, почему мы ее не остановили, хотя консультанты сделали все, что в их силах.

О. ТЕСЛОВА: Порой родители дают согласие на проведение аборта, недооценивая риск для здоровья дочерей. А ведь процедура эта — внутреннее вмешательство, что требует определенного обследования и обезболивания. Все разновидности абортов имеют свои риски как физических страданий, так и постабортного синдрома, который затрагивает психологические аспекты жизни подростка. Я не хочу сказать, что социальные аспекты вопроса не важны. Всем хочется, чтобы наши дети закончили школу, построили карьеру и только потом рожали своих детей. Но это не должно на чаше весов перевешивать репродуктивное здоровье, ведь подростки в данном вопросе не настолько грамотны и не имеют достаточного опыта по сравнению со своими родителями.

«Р»: С 2014 года предабортное кон­сультирование у нас в стране стало обязательным для всех желающих прервать беременность. Какие специалисты ведут подобного рода консультации и насколько эффективными они оказываются?

О. ТЕСЛОВА: Предабортное кон­сультирование на данный момент представляет собой трехэтапную систему. Женщина или девушка-подросток и ее представитель, обратившись за процедурой прерывания беременности без медицинских, генетических либо социальных показаний, получают консультирование в первую очередь от врача акушера-гинеколога, который первично контактирует с пациентом. Врач определяет вид манипуляции, продолжительность и условия госпитализации. В то же время пациент встречается с психологом либо психотерапевтом организации здравоохранения, с которыми также взаимодействуют в данном вопросе различные волонтерские и церковные организации. Они оказывают психологическую поддержку и рассказывают про социальные гарантии, ведь многие женщины даже не знают про возможность получения адресной или дополнительной помощи.

Сегодня на консультациях используется методика предоставления «дней тишины», когда женщина получает весь объем информации и после этого принимает взвешенное решение. Специалисты ей подробно рассказывают о сроках, методах и последствиях аборта.

Цифра за прошлый год по эффективности сохранения беременностей — больше 20 процентов. Это значит, что каждая пятая женщина в результате профилактической работы сохраняет жизнь малышу. В 2018-м за абортом в учреждения здравоохранения обратилось чуть больше 19 000 женщин, в результате предабортного консультирования жизнь удалось спасти больше чем 4200 детям. Если призадуматься, это население небольшого поселка.

К вопросу о деликатности


В. ШУКАН: К слову, многие девочки не знают, что при беременности с 22-й недели, в послеродовом периоде и при кормлении грудью до шести месяцев в соответствии с постановлением Минздрава от 27 мая 2011 года № 45 они имеют право на освобождение от выпускных экзаменов. Профильные общественные организации на волонтерских началах предлагают молодым мамам материальную помощь в виде колясок, ползунков и других вещей повседневного обихода, а также помогают юридическими консультациями. Как правило, подростки и их родители не подкованы в тонкостях вопроса беременности несовершеннолетних: какие последуют разбирательства, как избежать огласки и как себя вести в сложившейся ситуации.

В прошлом году к нам обратились 15-летняя девочка с мамой. Девочка с согласия мамы прошла осмотр гинеколога по месту жительства во взрослой поликлинике. Врач установил в результате опроса девочки, что она живет половой жизнью, провел осмотр и, как должно быть в таких случаях, сообщил об этом в органы внутренних дел. Не знаю точно, что там произошло, но в итоге все в школе и во дворе знали, что она живет половой жизнью. Долго в этой ситуации мы разбирались с психологической травмой — поначалу девочка вообще хотела выброситься из окна. Очень хотелось бы, чтобы к таким интимным ситуациям все специалисты: врачи, педагоги, следователи — подходили с особой деликатностью, чтобы девушки испытывали меньше стресса.

Д. ЮСЬКО: При поступлении информации из органов здравоохранения о беременности несовершеннолетних мы обязаны назначить проверку по факту. Для начала опрашиваем саму девушку с целью выяснить, совершались ли по отношению к ней противоправные действия. Дело в том, что в законодательстве прописано такое понятие, как «половая неприкосновенность». Статьей 168 УК предусмотрена уголовная ответственность за половое сношение с лицом, не достигшим 16 лет, причем как с лицом женского пола, так и мужского, если речь идет о добровольных действиях. Также в законе фигурирует понятие «половая свобода». Ее нарушение — это насильственные действия сексуального характера (статья 167 УК), изнасилование (статья 166 УК), развратные действия (статья 169 УК), а также принуждение к действиям сексуального характера (статья 170 УК).

Также в ходе проверки опрашиваются родители девочки: знают ли они, что ребенок живет половой жизнью, знакомы ли с партнером дочери и как его могут охарактеризовать. Я работаю в инспекции по делам несовершеннолетних уже семь лет. По опыту работы могу сказать: большинство родителей знают, что их дочь остается ночевать у парня, но не понимают, как дело могло дойти до беременности. Проблема в том, что родители не говорят с детьми на интимные темы, не объясняют им последствий половой жизни.

Дальше мы запрашиваем материал из учреждения образования, характеризующий ребенка и родителей, их семейное благополучие в целом. Кстати, любопытный факт: большинство случаев беременности несовершеннолетних фиксируется в благополучных семьях. В своей практике лет пять назад столкнулся с беременностью 15-летней девочки из довольно интеллигентной семьи. Ей пришлось сделать аборт по медицинским показаниям. В итоге родители и девочки, и парня объединились, чтобы поддержать детей, чтобы вред от психологической травмы был наименьшим.

За последний год работы я столкнулся с двумя эпизодами, когда забеременели 16-летние девушки. В первом случае девушка встречалась с совершеннолетним парнем, причем родители не знали, где и с кем она проводит время. Во втором случае у каждого из несовершеннолетних подростков родители были в разводе, а дети оказались предоставлены сами себе.

Учиться вместе


«Р»: Уже в этом году некоторые старше­классники начали изучать новый курс «Основы семейной жизни». Какова цель этого проекта?

Е. ПОГОДИНА: В этом году новый курс охватил более 40 школ по всей стране. Идея факультативного курса родилась в рамках республиканского социально-образовательного проекта «Здоровая семья — здоровая нация», который был реализован БГПУ совместно с Белорусским союзом женщин. Партнерами проекта выступили Минобразования, Минтруда и соцзащиты, Минздрав, Мининформ. Основные цели проекта — формирование в белорусском обществе ценности семьи, культуры семейных отношений, ответственности за рождение и воспитание здоровых детей.

А началось все с исследования отношения к семье и браку учащейся и студенческой молодежи, родителей и педагогов. Опрос показал, что около 80 процентов опрошенных старшеклассников и родителей считают необходимой подготовку к семейной жизни в школе. По мнению респондентов, в школе необходимо учить тому, как создать счастливую семью, построить гармоничные отношения в браке, воспитывать детей и многому другому.

Курс рассчитан на старшеклассников, так как в возрасте 15—17 лет идет формирование мировоззрения и ценностей, в том числе и семейных. В 9-м классе в рамках факультатива предусмотрена тема о сохранении репродуктивного здоровья. На занятиях рассматриваются такие вопросы, как особенности подросткового возраста, половое созревание юношей и девушек, культура интимно-личностных взаимоотношений полов. Педагоги рассказывают учащимся о последствиях раннего сексуального опыта, а также об ответственности молодых людей за свое сексуальное поведение.

Задача данного курса — предоставить подросткам полную информацию о том, что такое семья, какие функции она выполняет и как строить семейные отношения. Получив эти знания, подростки смогут осознанно вступать в брак и строить семейные отношения. Важно ознакомить ребят, которые не всегда воспитываются на положительном родительском опыте взаимоотношений, с другими вариантами построения семейных отношений. Последний раздел курса «Семья и дети» покажет подросткам, какое влияние родители оказывают на ребенка, роль отца и матери в воспитании детей. Надеемся, что по данной программе учится поколение, которое будет осознанно подходить к выбору партнера, созданию семьи и воспитанию собственных детей.

Стоит отметить, что с августа этого года педагоги, которые планируют вести факультатив «Основы семейной жизни», смогут пройти профильный курс в Институте повышения квалификации и переподготовки БГПУ имени М. Танка. А с сентября они уже смогут преподавать этот курс.

О. ТЕСЛОВА: Мое пожелание к преподавателям этого предмета, чтобы при подготовке к урокам они получали информацию от специалистов. Все-таки они правильнее и детальнее расскажут о вопросах сексуального и репродуктивного здоровья и помогут педагогам подготовиться к непростому разговору с подростками о «взрослой жизни». На протяжении последнего года мы проводили обучение педагогов школ и колледжей основам консультирования по вопросам сексуального и репродуктивного здоровья, где отдельной темой были представлены вопросы предупреждения нежелательной беременности.

В. ШУКАН: Еще в 2015 году мы разработали образовательный курс именно для родителей детей разных возрастов. Смысл проекта — научить родителей выстраивать гармоничные отношения с детьми, а также правильно с ними говорить о сексуальном и репродуктивном здоровье. В результате проделанной работы мы пришли к выводу, что говорить с детьми на деликатные темы стоит начинать гораздо раньше. К 15-летнему возрасту у подростков уже складывается свое субъективное мнение о половой жизни и взаимоотношениях с партнером. К сожалению, информация до них доходит не всегда из авторитетных источников, тогда они заблуждаются и начинают верить в мифы.

Е. ПОГОДИНА: С осени этого года мы также планируем сделать акцент на работе с родителями. С этой целью разрабатывается программа родительских университетов педагогических знаний. Вспоминается случай консультации одной мамы, дочь которой училась в третьем классе. Женщина пошла в библиотеку взять книги о сексуальном воспитании детей, открыла детский абонемент — а там самые разные наименования книг об отношениях мужчин и женщин. Пришла домой, а дочка ей: «Мама, я уже все знаю». Это еще хорошо, когда дети берут информацию из книг в библиотеке, но таких — единицы.

Д. ЮСЬКО: Меня очень радует тот факт, что с этого года ребята стали изучать в школе «Основы семейной жизни». Очень важно, чтобы дети получали информацию от педагогов, а не из сомнительных сайтов в интернете. Вспоминаю банальную школьную тему про пестики и тычинки: да, было смешно, но полезная информация в памяти все-таки отложилась.

В свое время, когда я пришел молодым специалистом работать по преступлению, мне понадобился список класса. Смотрю — а там больше половины родителей подростков в разводе. Я воспитывался в полной семье, поэтому мне было трудно понять сложившуюся ситуацию. Все это к тому, что подобные новшества в учебной программе лишь помогут скрепить прилично пошатнувшийся на данный момент институт семьи.

Сам себе авторитет


Е. ПОГОДИНА: Соглашусь, проблема неблагополучия в родительских семьях, к сожалению, актуальна. В рамках проекта мы опрашивали школьников на тему, является ли семья их родителей примером для них. Лишь в 36 процентах случаев дети ответили, что семья у них дружная и сплоченная. Больше 53 процентов ребят сказали, что у родителей возникают ссоры и конфликты, но также место остается и для привязанности и заботы друг о друге. Оставшиеся 11 процентов детей подтвердили семейные конфликты и скандалы и признали, что каждый из членов семьи живет сам по себе.

Дело в том, что до пятилетнего возраста дети впитывают образцы поведения своих родителей. Однако в школьном возрасте авторитетом для подростков становятся учителя и сверстники. Большое влияние на подрастающее поколение оказывают и другие средства социализации, в том числе и СМИ.

«Р»: Касаемо подростковых абортов, приходилось ли на практике сталкиваться со случаями, когда несовершеннолетняя девушка настаивала на аборте, а ее родители призывали оставить ребенка?

В. ШУКАН: Материнский инстинкт изначально настраивает женщину, пускай и юную, на сохранение беременности. В 70 процентах случаев решение — оставить ребенка или сделать аборт — принадлежит не девушке, а ее окружению. В случае с несовершеннолетними это, разумеется, родители и отец ребенка. Если родители поддерживают девочку, она рожает. Лет восемь назад моя коллега консультировала беременную девочку 14 лет и ее маму. Дочка сидела у мамы на руках, и они обе рыдали. Через некоторое время эта маленькая мама приехала к нам в центр с другого конца города с коляской, чтобы показать свое дитя. Знаете, это уже была совершенно другая девушка, взрослая и не по годам уравновешенная.

О. ТЕСЛОВА: Важно понимать, что в сложной ситуации выбора девушка испытывает очень большое социальное давление. Чтобы перебороть те процессы, которые происходят в ее организме и нацелены на вынашивание ребенка — так называемый материнский инстинкт, и отказаться от материнства, нужны существенные социальные предпосылки. Для девочек очень важны положительный отклик от родителей и поддержка партнера.

В. ШУКАН: Кстати, юноши тоже приходят на консультации, правда, гораздо реже. Получив всю объективную информацию, они очень впечатляются, спрашивают, как действовать дальше. Недавно приходил 16-летний парень, очень боялся поделиться вестью о беременности девушки такого же возраста с родителями. В итоге решил рассказать деду, тот у него врач. Закончилось все тем, что молодые сыграли свадьбу и у них родился ребенок. Мужчинам тоже очень важно выговориться, поделиться с кем-то своей проблемой.

О. ТЕСЛОВА: И снова мы возвращаемся к негармоничности семейных отношений, когда ребенок идет со своей очень личной проблемой не к маме и папе, а порой к совершенно незнакомому человеку, пусть и специалисту. Это тоже характеризует наши семьи, в них недостаточно тепла и доверия. С ребенком важно не только говорить о сексуальных отношениях, но и прививать ему чувство нежности, ласки, привязанности. Конечно, когда мы в обществе снимем табу с темы сексуального и репродуктивного здоровья, тогда гармоничные отношения между полами станут нормой. Но для этого нужно время, чтобы воспитать подрастающих родителей и подготовить соответствующих педагогов. Возможно, уже через поколение у нас появятся немножко другие дети.

«Р»: Периодически в СМИ всплывают новости о возможности запрета на аборты в той или иной точке мира. Совсем недавно в США прокатилась серия маршей против ограничений права на аборты. Будет ли меняться наше законодательство в данном ключе?

О. ТЕСЛОВА: Закон о здравоохранении дает женщине право самостоятельно решать вопрос о прерывании беременности. Право на аборт — это социальная гарантия, которую женщина использует в отношении своего здоровья. Медицина в свою очередь нацелена на оказание квалифицированной помощи. Если беременная принимает решение сделать аборт, специалисты подбирают максимально бережный и безопасный способ для этого. Также здравоохранение поддерживает женщин в реабилитации, дальнейшем восстановлении репродуктивной функции, назначении средств для контрацепции, а затем и в прегравидарной подготовке, когда женщина будет готова к новому зачатию. Заставить рожать неподвластно даже закону, а вот помочь принять взвешенное решение в пользу рождения ребенка — в силах государства.

ЦИФРА

Ежегодно около 200 де­вушек-подростков напрямую сталкиваются с проблемой репродуктивного выбора.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter