Игра по правилам

Партнерство власти, бизнеса и науки должно быть гармоничным, а конкуренция на рынке — честной и прозрачной

Партнерство власти, бизнеса и науки должно быть гармоничным, а конкуренция на рынке — честной и прозрачной

Валерий БАЙНЕВ, доктор экономических наук, профессор

Надо признать, что часто мы используем те или иные понятия, мало вдумываясь в их истинный смысл. Такими терминами, например, стали слова “рынок” и “рыночная экономика”, которые многие трактуют поверхностно, подразумевая под ними предоставление бизнесу максимальной свободы действий. При этом считается, что пресловутая невидимая рука рынка, если ей не мешает государство, сама собой все обустроит лучшим образом.

Подобные представления основаны на том, что конкурентный рынок — это действительно весьма эффективный механизм выявления наиболее способных к бизнесу предпринимателей. Благодаря конкуренции на рынке остаются только лучшие — те, кто предоставляет обществу самые качественные товары и услуги, делая нашу жизнь богаче и комфортнее.

Эти рассуждения кажутся правдоподобными, если бы не одно “но”. Дело в том, что рынок, награждая рублем самых способных, разоряет тех, кто работает похуже, а это, увы, ослабляет конкуренцию. Далее меж выживших рыночная экономика вновь выявляет лучших, затем — лучших из лучших. Все как в джунглях — сильные, поедая слабых, становятся еще сильнее, используя возросшую силу для дальнейшего удовлетворения своих растущих аппетитов. В итоге свободная рыночная экономика неизбежно рождает монополистов-олигархов, а конкуренция окончательно умирает со всеми вытекающими из этого негативными для всех нас последствиями.

Следовательно, свободная рыночная экономика содержит в себе “ген самоубийства”. Без активного госрегулирования она вырождается и трансформируется в олигархический монополизм. И печальный опыт наших соседей с их реформами под лозунгом “Меньше государства — больше рынка!” — красноречивое тому подтверждение. Получается, чреватый олигархией свободный рынок цивилизованным быть не может.

Кстати говоря, описанное вырождение конкуренции наблюдается и в технологически развитых странах, чрезмерно доверившихся идеям либерализма. Например, в США с 1970 по 2006 год доля малых, стоимостью менее 10 миллионов долларов, предприятий в общей прибыли американских компаний упала с 9,8 до 4,3 процента. В то же время эта доля у сверхкрупных, с активами более миллиарда долларов, корпораций выросла с 51,9 до 86,1 процента. Аналогичная картина и в других лидирующих странах.

Вопреки обыденным представлениям свободный рынок создает беспрецедентные преимущества крупным фирмам, которые, безнаказанно используя свою силу против слабости, быстро растут, монополизируя национальный и мировой рынок. Понятно, что в свободной рыночной экономике малый и средний бизнес, а также индивидуальные предприниматели как принципиально неэффективные, неконкурентоспособные субъекты обречены на вымирание.

В связи с этим умиляет позиция белорусских предпринимателей, заученно требующих у государства свободного рынка, не понимая, что именно он и есть верная для них гибель. К счастью, наше государство гораздо мудрее — оно ориентировано не на свободный рынок, где сильный безнаказанно ест слабого, а на честную, справедливую конкуренцию, которая и есть фундамент по-настоящему цивилизованного рынка. И эта принципиальная позиция в очередной раз была озвучена на недавнем совещании с участием Президента, по проекту указа, посвященного проблемам реализации товаров отечественными индивидуальными предпринимателями.

Дело в том, что около четверти (примерно 60 из 266 тысяч) наших ипэшников, будучи бессильными конкурировать с высокоэффективными крупными торговыми фирмами, на протяжении ряда лет истребовали для себя у государства серьезные льготы, а именно им разрешалось не иметь документов, подтверждающих факт легального приобретения реализуемых товаров. Разумеется, это ущемляет интересы тех бизнесменов, кто вынужден такие документы иметь, а значит, подрывает честную конкуренцию. К тому же страдают и белорусские потребители, лишенные сведений о происхождении, качестве, безопасности приобретаемых ими товаров. Имея в виду эти негативные моменты, Александр Лукашенко поручил с 1 июля поставить всех в равные условия, перейти к прозрачной цивилизованной торговле.

Впрочем, надо понимать, что сильный цивилизованный бизнес — это не только торговля. Во всем мире взаимодействие власти и бизнеса выстраивается на основе механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП). В мировой практике немало успешных примеров разработки, строительства и эксплуатации автомобильных и железнодорожных магистралей, аэропортов, электростанций, больниц, школ и других инфраструктурных объектов, имеющих важное значение для развития экономики и социальной сферы. С помощью механизмов ГЧП государство получает построенные за внебюджетные средства и с применением самых современных технологий эффективные объекты, а частный сектор обеспечивает себе стабильный долгосрочный источник финансовых поступлений в качестве оплаты за услуги и возможности для дальнейшего развития. По такому пути должны идти и мы. В стране сейчас активно обсуждается проект закона о государственно-частном партнерстве. С завтрашнего дня в Минске стартует неделя ГЧП, а к началу следующего года планируется создать Национальный центр ГЧП. Внедрение в практику механизмов такого партнерства позволит государству и бизнесу взаимовыгодно сотрудничать при решении общественно значимых задач с привлечением частных инвестиций и паритетным разделением рисков и получаемой прибыли.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter