Игра по–честному

О переменах на рынке риэлтерских услуг

«Собираюсь продать квартиру, но риэлтер советует не заключать договор, — позвонившая читательница волнуется. — Мол, утверждены новые расценки, и взять с меня меньше посредники просто не вправе. А если договоримся без бумаг, выйдет дешевле. Посоветуйте, что делать?» Вопрос, как говорится, ко времени. На рынке риэлтерских услуг и правда произошли перемены. Некоторые утверждают, что к худшему. А как дело обстоит в действительности?


Уже больше месяца риэлтеры подчиняются новым правилам. Оплачивается не нормо–час услуг посредников, как прежде, а вся работа целиком. Изменен и принцип расчета: клиент отдает агентству 1 — 3 процента от стоимости недвижимости (чем дороже предмет купли–продажи, тем меньше процент). Скажем, если предмет сделки оценивается в 70 тысяч долларов, риэлтеры обязаны взять за услугу примерно 2 тысячи 100 у.е. (3 процента). «Это ж надо как взвинтили цены!» — разгневаны продавцы и покупатели квартир. «Наши услуги теперь недоступны населению!» — подливают масла в огонь риэлтеры. Теперь главный вопрос: во что выливались сделки с недвижимостью до перемен? Поинтересовалась у приятельницы, которая в прошлом году разъехалась с сыном. «Квартирные» расходы обошлись ей в 4,5 миллиона. А я–то думала, ей повезло: успела продать свою «трешку» и купить две однокомнатные квартиры до «скачка». Что за метаморфоза? Моей наивности подруга искренне удивилась и раскрыла тайную «схему»: по договору через кассу прошла лишь пятая часть денег, остальные «черным налом». «Экономия» выходила только по бумагам. Эта история наводит на серьезные размышления: похоже, страсти нагнетаются сознательно. И отнюдь не ради блага клиента. Не скрывается ли за резкими выпадами плохо прикрытое недовольство мерами против левых заработков?


В Министерстве юстиции считают, что необходимость навести порядок в бухгалтерии риэлтеров назрела уже давно. По документам выручка от одной сделки с недвижимостью в 2007 году в среднем составила чуть более 500 тысяч рублей. На практике эта услуга стоит как минимум в 4 раза дороже. Разумеется, налоги платятся с «декларированной» суммы. Разница между отчетной и реальной ценой — «серая» прибыль. В свое время, напомним, госконтроль взялся подсчитать, сколько любители таких схем задолжали казне. Цифра вышла внушительная — более 10 миллионов долларов. Новый механизм расчета за услуги по купле–продаже недвижимости возможность «химичить» исключает. Официальные расценки соответствуют рыночным. Брать «сверху» не получится.


Кроме того, новшество защищает и интересы клиента.


— Распространенная ситуация: по каким–то причинам сделка признается судом недействительной, а по договору, в котором указана заниженная стоимость риэлтерских услуг, агентство должно возместить лишь малую часть потраченных клиентом денег, — знакомит с некоторыми правовыми нюансами начальник управления адвокатуры и лицензирования юридических услуг Министерства юстиции Галина Гришковец. — И как доказать, что ты заплатил 2 тысячи долларов, а не 500 тысяч рублей? По новым правилам суммы ниже установленных тарифов по бумагам не проведешь. Чтобы скрыть доходы, клиенту теперь могут предложить вообще нигде не фиксировать его знакомство с риэлтерской конторой. Идти на поводу у недобросовестных сотрудников агентств нельзя ни в коем случае.


Галина Гришковец настоятельно советует, помимо основных позиций (стоимости услуги, ссылки на номер лицензии и договора обязательного страхования), прописывать в документах дополнительные условия. В противном случае можно столкнуться с очень неприятными неожиданностями. Скажем, вам показывают квартиру со встроенными шкафами и люстрами, а при вселении вы обнаруживаете голые стены и свисающие с потолков провода. Вы к риэлтеру: отсутствующие изыски интерьера ведь оплачены! А он вам в ответ: покажите, где это записано?


Кстати, к качеству риэлтерских услуг теперь тоже предъявлены повышенные требования: в агентстве должно быть как минимум пять (вместо трех) аттестованных специалистов. Полная информация о каждом из них — на сайте Минюста (www.minjust.by). На этом ресурсе можно найти сведения и о фирмах–лицензиатах. В списках могут быть изменения. Тем, кто не хочет и не может работать по–новому, придется уйти со сцены. И это, по–моему, честно...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter