Охотясь за драгметаллами, преступники взломали десятки автоматических телефонных станций

Игра на струнах

Организованная преступность конца прошлого века имела интересы в самых разных сферах. Вымогательства и рэкет, угоны и сбыт автотранспорта, разбои, грабежи и кражи. Однако были и криминальные бригады с нетипичной специализацией.

Коллаж Ольги Александровой

Три товарища

Леонид Воронцов (имена и фамилии изменены) вырос в одной из деревень Кормянского района. После техникума перебрался в Гомель, где и встретил односельчанина Михаила Кравцова. Тот также пустил корни в областном центре, работал водителем в частной фирме. 

Решили не терять связи. А чуть позже Миша представил нового товарища — Юрия Косицына. Тот занимался предпринимательством и, судя по всему, успешно. Поскольку в отличие от «безлошадных» ребят разъезжал на «Жигулях» тогда модной восьмой модели. 

Быстро и непринужденно энергичный коммерсант занял в компании главенствующую роль. И когда посчитал, что момент настал, приобщил ребят к деятельности, в которой не нужны лицензии, сертификаты и прочие бумаги. Зато результаты фиксируются исправно. В оперативных сводках милиции. 

Блоковый подход

Косицын понимал: «работать» в городе, который постоянно патрулируется милицией, рискованно. Требовалось менять поле деятельности. Подходящую идею подсказал случай. 

Как-то Юра и Миша пришли на рынок. Прохаживаясь между рядами, оказались на барахолке, где торговали с рук всякого рода технической мелочевкой. На одном из мест внимание привлекла табличка: «Куплю радиодетали». Рядом скучал продавец — мужчина кавказской национальности. Ребята поинтересовались: какие именно детали нужны? 

Торговец по имени Алик стал показывать образцы и давать исчерпывающие пояснения. Особенно долго рассказывал о многоканальных телефонных соединителях. Такими блоками в те годы оборудовались АТС — автоматические телефонные станции, имевшиеся почти в каждой деревне. Чаще всего на почтовых отделениях. 

— В каждом блоке есть струны из серебра и палладия, — собеседник без обиняков конкретизи­ровал предмет интереса. — Они мне и нужны. Даю по сотке баксов за блок, выплата сразу. Сколько привезете — столько и возьму. 

Кавказец Алик (если все было так, как потом рассказывали преступники) отлично понимал, чем займутся парни после этого разговора. Если бы подстрекателя удалось установить, наверняка он бы ответил за скупку имущества, добытого преступным путем. 

Двери открывали ломом

Через некоторое время та же компания провела разведку боем. Выехали в сторону Речицы. В поселке Михальки припарковались недалеко от почты, на окнах которой не было решеток. Зато в багажнике автомобиля имелся набор инструментов. Вооружившись отверткой, Юрий удалил деревянные штапики, а следом вытащил и стекло. Освободив таким образом путь, Косицын пролез внутрь. Товарищ, обратившись в глаза и уши, контролировал обстановку снаружи. Через несколько минут Юра вернулся и кивком показал, что все в порядке. 

Алик тоже не разочаровал, тут же рассчитавшись за пару блоков. И через неделю товарищи вновь отправились в рейд. Ехали на «Пежо» — новом приобретении Косицына. В одной из деревень Чечерского района подкатили к зданию почты и ломом открыли дверь. Однако в этот раз потерпели фиаско. Внутри оказалось оборудование нового образца, в конструкции которого деталей из драгметаллов нет. Но парни твердо намеривались довести дело до конца и взяли курс на соседний Кормянский район. Здесь все прошло гладко: сорвали оконную решетку, выставили стекло и забрали то, за чем пришли. 
Официальная стоимость палладия на тот период доходила до 10 долларов за грамм. Иногда с одной АТС преступники снимали струны, содержащие 150—250 граммов ценного металла. Далее, по некоторым сведениям, трофеи переправлялись в Россию и Прибалтику 

Как пройти на почту ночью

Следующие полгода действовали по накатанной. К компании присоединился еще один человек. Внешне — добропорядочный семьянин, зарабатывающий на хлеб насущный столярным делом. Но куда прибыльнее были другие заработки. 

Выезжали почти каждую ночь, неизменно под руководством Косицына. Мотались по Гомельщине, но несколько раз заглянули и в Минскую область. 

Для общего дела Юрка не щадил «Пежо». Мобильность позволяла потрошителям АТС оставаться неуловимыми. Иногда за ночь взламывали узлы связи в разных деревнях. Ни замки, ни решетки на окнах преградой не были. Только однажды, одолев одну дверь, спасовали перед второй — металлической. Зато в другом случае, чтобы проникнуть внутрь, не поленились разобрать кирпичную кладку. 

Анализируя тактику, сыщики понимали, что имеют дело с организованной группой. Ее участники орудовали вдали от райцентров и в непосредственной близости от дорог. Оперативным путем удалось установить марку автомобиля. Милиция организовала патрулирование, а большинство АТС было оснащено химловушками. Одна из таких сработала, осыпав одного из парней специальным порошком. Его яркая краска надолго въедается в кожу, выдавая вора с потрохами. Примечательно, что преступники узнали способ, как избавиться от «клейма», и воспользовались этим.

Далеко не уехали 

Состав команды пополнил еще один участник — уголовник, проведший за решеткой почти полжизни. Вместе со всеми он отправился в деревню Староград Кормянского района. 

Как обычно, принялись ломать дверь, не подозревая, что тотчас же сработала сигнализация и к ним несется рейдовая группа РОВД. При ее появлении воры бросились врассыпную. Воронцов и Косицын заскочили в иномарку. Но не успели отъехать, как рядом остановилась милицейская машина. Осмотрев салон, сыщики обнаружили несколько кусков палладиевых струн и улику — сумку с инструментами. Утром на автостанции были задержаны еще двое участников вылазки. А следующей ночью попался и остававшийся на воле Кравцов. Его взяли с поличным при попытке взломать чей-то гараж.

Судный звонок

Все преступники предстали перед судом. Следствие доказало причастность группы к 33 эпизодам краж и покушения на них. В валютном эквиваленте ущерб превысил 50 тысяч долларов. Юрий Косицын получил десять лет лишения свободы с конфискацией имущества. Воронцов — девять лет, Михаил Кравцов — восемь. Легче всех отделались «новички», успевшие поучаствовать в нескольких эпизодах.

Начинали с гаражей

Впервые на дело выбрались мартовской ночью. Под покровом темноты подъехали к металлическому гаражу. Внутри, о чем начинающие джентльмены удачи знали точно, хранилась партия товара. 

Достав из багажника домкрат, Косицын подошел к железной коробке и с помощью механизма приподнял угол гаража. В образовавшийся проем ужом проскользнул Кравцов. Несколько минут оттуда доносились шорохи, а затем стали появляться коробки и свертки. Подельники хватали их и тащили к машине, загружая багажник. Управились за считаные минуты. 

Следующую вылазку осуществили через четыре месяца. (Речь идет о тех преступлениях, которые в последующем были установлены и доказаны следствием.) Августовской ночью «восьмерка» подъехала к еще одному гаражу. В этот раз, не мудрствуя лукаво, взломали дверь ломом. После чего стали курсировать между гаражом и машиной. Конечно, не с пустыми руками. За каких-то полчаса вынесли 13 коробок с жевательными резинками, 30 блоков шоколада, три ящика шпротов, несколько — с банками кофе и множество другой продукции.

prolesk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter