Игра на повышение

В прокат выходит криминальная драма Жака Одиара «Пророк»

В прокат выходит криминальная драма Жака Одиара «Пророк» (фильм — победитель Каннского кинофестиваля 2009 года)


Желторотый Малик попадает на 6 лет во взрослую тюрьму за нападение на полицейского. Напуганный и растерянный, пытается держаться самостоятельно. Он не знает, есть ли ему свинину, с кем дружить и кого остерегаться в душевой. Местный авторитет, прожженный старый волк Чезаре, вынуждает Малика совершить убийство. Отныне днем молодой араб варит кофе и носит багеты на заседания тюремного филиала корсиканской организованной преступности и учит букварь, а ночью общается с призраком своей жертвы. Способный ученик быстро усваивает не только как слова делятся на слоги, но и то, как делают «серьезные дела»....


«Пророк» замечателен прежде всего тем, что возвращает подзабытое искусство рассказывать истории. Обстоятельно, но сжато и напряженно, с вниманием к детали, но без фанатичного преклонения перед ней. Этот фильм ближе к романам XIX века или голливудским сагам 60 — 70–х, чем к современному киноискусству. Обширное полотно, где каждый образ — чуть больше, чем просто реалистический персонаж, но все–таки и не метафора, а сюжет, осложненный психологическими и социальными предпосылками, при всей своей многослойности и неочевидности ответов на вечные вопросы мудро избегает стилистики притчи или аллегории. Так, тюрьма в «Пророке», несмотря на призраки, религиозные символы, 40 дней и ночей «поста» в карцере, — это именно тюрьма, а не повод для каких–то обобщений. Здесь история отношений героев — это история о жизнеспособности зла, выраженная во вполне реальном конфликте испорченных «отцов» и «детей», которые пойдут по их стопам. А не, скажем, воплощение борьбы между Старым Светом и исламской цивилизацией.


Лишенный собственных свойств, Малик легко перенимает атрибуты и физиогномические особенности окружающих — он тень, которой суждено однажды поднять восстание против собственного хозяина. И в награду за это получить метку — смутный дар предвидения. Антипод Чезаре (например, по происхождению) по непонятным, но непреложным законам неуклонно превращается в копию. Он использует каждую возможность, всасывает в себя окружающий мир, старый, негибкий и тронутый тлением, чтобы разрушить его, а из обломков построить новый, хотя на самом деле точно такой же по сути. Об этом сходстве двух главных героев мы догадываемся с самого начала, и чем закончатся их взаимоотношения — вряд ли тайна (хотя бы потому, что одного зовут Чезаре (имя императора), второго — Малик (титул монарха). Это знание происходит не от сценарной тривиальности, а по интуитивно понятной каждому логике рока. Настоящая трагедия лишена загадки — наблюдатель заранее знает все, и только сам путь, повороты и ухабы имеют какие–то индивидуальные особенности. Так и в «Крестном отце» мы с самого начала догадываемся, кому придется возглавить мафиозное семейство (не случайно, кстати, фамилия одного из второстепенных персонажей — Корлеоне).


«Пророк» прозрачен и лишен двусмысленности, как народная сказка или городская легенда. Одиару как никому другому удается говорить на темы, традиционно характеризуемые как пафосные, языком, очищенным от всякой позы и искусственности. Благодаря чему общие места кажутся свежее любой перфекционистской находки, а несложные, почти архетипические, сюжеты — изобретенными только вчера.


5 киноновостей:


1. 19 ноября состоится премьера триллера «Сумерки. Сага. Новолуние» режиссера Криса Вейца. Продолжение истории о тайных ложах вампиров–аристократов, кровь и любовь.


2. 19 ноября покажут испано–британский мультфильм «Планета 51» о том, как звездолет NASA неудачно приземлился на далекой планете, заселенной странными существами.


3. Режиссер Михаэль Ханеке («Пианистка», «Белая лента») сообщил, что активно обсуждает с французским писателем Мишелем Уэльбеком («Элементарные частицы», «Возможность острова») совместный проект.


4. Роланд Эммерих (2012) в марте следующего года приступит к фильму, идею которого вынашивал на протяжении 8 лет. Картина «Аноним» станет историей о том, что Шекспир на самом деле не писал ни «Гамлета», ни «Отелло». Также режиссер собирается приступить к сиквелу «Дня независимости».


5. Актер Уилл Смит, возможно, сыграет главную роль в фильме по неоднократно экранизировавшейся книге Дэниэла Киза «Цветы для Элджернона». Душещипательный роман об умственно отсталом уборщике, ставшем гением после операции на мозг, а затем снова, и уже бесповоротно, поглупевшем.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter