Игра на контрабасе

Как нелегально перебрасывают сигареты через белорусско-польский кордон

Новости с белорусско-польской границы поступают однотипные, зато регулярно. Практически каждую неделю появляются сообщения о задержании крупных и не очень партий табачных изделий. Сигареты пытаются незаконно перевезти из одной страны в другую предприимчивые жители приграничья. Контрабандистов штрафуют, депортируют, лишают автомобилей. Однако меньше их не становится. К примеру, только в прошлом году сотрудники Люблинского отделения таможенной службы Польши изъяли больше девяти миллионов пачек сигарет. Корреспондент «Р» выяснил, как устроен приграничный табачный рынок, который одним приносит серьезную прибыль, а другим — огромные убытки.

«Хорошо спрятать — это искусство!»


Гаражный кооператив в спальном микрорайоне Бреста. Здесь у меня назначена встреча с Виктором Ильючиком, который два последних года живет исключительно за счет регулярных поездок в Польшу. Свою настоящую фамилию Виктор просит не озвучивать — лишние проблемы ему ни к чему. Пятнадцатилетняя Audi, переваливаясь через дорожные ямы, пробирается к нужному гаражу. Накануне завтрашней поездки машину нужно «упаковать», спрятать туда 12 блоков сигарет.

Только в прошлом году сотрудники Люблинского отделения таможенной службы Польши изъяли более девяти миллионов пачек сигарет

— У каждой марки автомобиля свои особенности и свои «нычки», — рассказывает Виктор. — Большинство из них польским таможенникам хорошо известны. Так что, если отправят на углубленный досмотр, избежать штрафа будет трудно. Как правило, сигареты прячут за обшивку багажника и салона, в бамперы и во всевозможные ниши. Но у каждого есть свои секретики. Мои, кстати, прошу не выдавать.

У стен гаража стоит несколько коробов с сигаретами. Виктор рассказывает, что самые ходовые — те, которые у нас стоят около рубля за пачку: «Фэст», NZ, «Магнат», «Премьер». Сигареты в обычных магазинах Ильючик не покупает. Есть торговые точки, где и цена пониже, и нужное количество всегда в наличии.

На огонек заходит Слава из соседнего гаража. Он — индивидуальный предприниматель, занимается изготовлением мебели. Хотя в свое время на Польшу тоже немало отъездил. Пару лет назад решил завязать:

— У меня был минивэн «Ситроен». Машинку я специально приспособил под сигаретный бизнес. Нашел людей, которые ее немножко переварили, сделали тайничок. Возил… много, не скажу сколько. На досмотр поляки не раз отправляли, но так ничего и не нашли. Чего бросил? Нервная эта работа, эмоционально тяжелая. А я — человек впечатлительный. Постоянно таблетки с успокоительным с собой возил, чтобы не палиться перед таможенниками, выглядеть спокойно и уверенно. Потом решил, что здоровье дороже. К тому же своей главной цели я достиг — дом достроил.

Тайниками для сигарет часто служат колеса, части машины, чулки и одежда.
Иногда фантазия «предпринимателей» действительно удивляет

У Виктора в машине самодельных тайников нет. Говорит, если такой обнаружат, то запросто можно лишиться и визы, и автомобиля. 

К тому же получить крупный штраф. Слава предлагает купить авто подешевле, которое было бы не жалко потерять, но Ильючик отказывается: «Мне дом строить не нужно, и так хватает».

Он старательно орудует отверткой, «пакует» авто. Пачка за пачкой исчезают в местах, скрытых от посторонних глаз. Виктор смеется:

— Это целое искусство! Нужно не только придумать, куда спрятать, но еще и как-то добраться в это укромное местечко.

На все про все уходит больше часа. Мы отправляемся по домам, чтобы пораньше лечь спать. Завтра предстоит тяжелый день.

«Если  сегодня  оштрафуют, завтра  отработаю»


На часах 6.45, у пункта пропуска «Варшавский мост» — аншлаг. Виктор прикидывает: простоим часов шесть, не меньше. Очередь движется медленно. В основном на выезд в Польшу стоят машины из Брестской области. Но попадаются с номерами других регионов. Есть россияне, поляки.


— В очереди постоянно происходят конфликты. Некоторые пытаются прорваться в сервисную зону с территории соседней заправки, поэтому мелкие ДТП и последующие разбирательства здесь не редкость, — рассказывает Виктор. — В феврале место не поделили два водителя. Началась потасовка. В итоге у одного авто оказалась разбита фара, а у другого — заднее стекло. Усмирять мужиков пришлось вызванным по рации омоновцам.

Виктор погружается в смартфон. Читает последние новости от тех, кто уже стоит на польской стороне границы. Оказывается, в мессенджерах создано несколько десятков тематических групп, в которых делятся важной информацией. Для их участников есть одно важное правило: нужно периодически оставлять полезные сообщения. Иначе удалят. Людей со стороны в этих закрытых сообществах видеть, понятное дело, не хотят.

— У каждого из польских таможенников есть прозвища. Кто-то из них строже, кто-то мягче. Народ сообщает, кто из них на каком канале работает, чтобы остальные могли сориентироваться. Это незаменимая информация. Также сообщают о наличии служебных собак, например. Одна из них — настоящий сканирующий комплекс. Может подойти к машине, ударить лапой по бамперу, по двери, и сигареты найдут именно там, можно не сомневаться, — удивляется Виктор.

Другая важная информация — количество автомобилей в очереди на углубленный досмотр, в так называемые боксы. Чем больше авто, тем меньше вероятность быть отправленным на проверку. В боксах польские таможенники тщательно досматривают каждый автомобиль. Могут снять обшивку салона, фары, бамперы, сиденья. Могут сунуться в бак и даже проверить колеса. Как правило, без улова они не остаются. Если нашли сигареты — готовь деньги на штраф. За 10 блоков дадут как минимум 1100 злотых. Это примерно 280 долларов. Причем сумма может значительно увеличиться. Она зависит не только от количества обнаруженных сигарет и регулярности нарушений, но и от настроения таможенников.

— В последний раз на боксах у меня нашли девять блоков сигарет. Оштрафовали по минимуму, заплатил 990 злотых. Это было месяц назад. Недавно таможенник спросил, был ли на досмотре после уплаты штрафа. Я ответил, что не был. Поляк предупредил, чтобы готовился. Сказал, в следующий раз загонит, но пронесло. Может, сегодня как раз и отправят. Посмотрим…

Несмотря на риск лишиться солидной суммы, Виктор — само спокойствие. Сиддхартха в его истинном обличье. К возможным штрафам относится философски: «Сегодня заплачу, завтра отработаю». Он показывает календарь, в котором отмечены все поездки. Удачные и не очень. Как правило, Виктор ездит в Польшу два-три раза в неделю. В этом году побывал по ту сторону Буга 31 раз. На углубленный досмотр его отправляли пять раз. Дважды таможенники находили контрабанду, приходилось платить штраф.

Согласно статистике, около 9 миллиардов белорусских сигарет в год уходит в Европу «народным экспортом».

На сей раз обошлось. На польской границе мы стали на канал, где было больше всего автомобилей. Ничего удивительного.

— Сегодня здесь работает хороший мужик. Неприятностей быть не должно, — объясняет Виктор. Все так и случилось. Улыбчивый поляк поинтересовался количеством топлива и наличием сигарет. Водитель таможенника заверил: в баке 20 литров солярки, а сигарет, пан, вовсе нет. Таможенник поверил вряд ли, но на углубленный досмотр решил не отправлять. Тем более что своего часа возле боксов ждали больше десятка автомобилей.

«Бешеных денег я не зарабатываю»


Формальности улажены, настроение у Виктора на подъеме: «Знаешь, с чем у меня ассоциируется пересечение границы? С пересечением стадом антилоп реки, кишащей крокодилами. Кого-то крокодилы точно схватят. Но вот кого — тебя или соседа — самая главная интрига».

Мы мчимся по польским деревушкам, залитым первым по-настоящему теплым весенним солнцем. Во дворах копошатся сельчане, фермеры выгнали застоявшуюся технику в поля.

— У каждого «контрабаса» есть своя точка, где можно сбыть сигареты. С Лукашем я работаю с самого начала, с ним меня познакомил друг. Если человек привезет сигареты без знакомства, то продать их, скорее всего, будет проблематично. Сам понимаешь, перекупщики свою деятельность не афишируют. Раньше сигареты скупали на рынке в Бяла-Подляске, но какая сейчас там ситуация — не знаю. Слышал только, что в районе рынка нужно быть особенно осмотрительным:  можно запросто попасть в полицию.

В одной из деревень поворачиваем в неприметный двор. В конце участка — ворота, за ними — металлический гараж. Виктор достает из кармана ключи, открывает замок. Теперь Ильючику предстоит достать спрятанные сигареты. Через час 12 блоков аккуратно сложены на столе. Появляется хозяин, хмурый и суровый, как медведь в первый день после зимней спячки. Угрюмо отсчитывает деньги.

Главной статьей расходов у контрабандистов выступают конфискованные автомобили.  Таможня рассматривает машины как специально приспособленные для перевозки контрабанды, и их конфискуют в обязательном порядке


— А что вы с этими сигаретами дальше делаете, кому продаете? — интересуюсь.

— То, може, пан з полиции? — хрипло интересуется «медведь». Признается, что перепродает товар другому человеку, который живет возле немецкой границы. Так продукция белорусской табачной фабрики попадает на теневой рынок Западной Европы.

— Но то, что продаю я и другие перекупщики, — мелочи. Основная контрабанда поступает не в легковых автомобилях, а в железнодорожных вагонах и автопоездах, — добавляет поляк. Речь идет о партиях стоимостью десятки и даже сотни тысяч долларов.

Косвенно эту информацию подтвердили мне позже и на Люблинской таможне. Здесь сообщили, что в 2016 году на территории региона было изъято 9,1 млн пачек сигарет без акцизных марок. Это на 42% больше, чем годом ранее:

— На польском рынке они бы стоили 128,9 млн злотых (примерно 3,3 млн долларов. — Прим. автора). Значительное количество сигарет в прошлом году таможенники изъяли в железнодорожном пункте пропуска в Тересполе. С января по декабрь 2016 года там было выявлено в четыре раза больше сигарет, чем в 2015-м.
Крупную партию удалось задержать 4 июля. В грузовом поезде обнаружили 367 тысяч пачек сигарет стоимостью 1,2 млн долларов.

Размер штрафов в Польше за контрабанду сигарет составляет от 168 до 3360 злотых, то есть приблизительно от 50 до 1000 долларов. Конечная сумма штрафа зависит от размеров контрабанды и личной характеристики неудавшегося контрабандиста, рецидивисты получают максимальные наказания.


Не дремлют и белорусы. По информации Брестской таможни, в 2016 году было изъято почти 1,5 млн пачек сигарет. Повысить эффективность борьбы с контрабандой поможет единственный в нашей стране железнодорожный сканирующий тоннель, который недавно был установлен на станции Брест-Северный. Умная система просвечивает целиком составы с грузом, позволяя таможенникам увидеть все то, что скрыто от глаз. Сканирование целого поезда занимает максимум 15 минут.

...После того как дело сделано, Виктор отправляется за покупками. Супруга составила ему приличный список: стиральные порошки, моющие и чистящие средства, кофе, подгузники. Учитывая то, что во время следующего визита в магазин Виктору вернут НДС — в среднем 23% от стоимости покупки, экономия семейного бюджета получается неплохая.

На обратном пути Виктор рассуждает о жизни и делится математическими выкладками:

— Раньше я был менеджером по продажам, но так вышло, что остался без работы. Пытался устроиться в другие фирмы, однако не срослось. Куда-то не пробился, где-то зарплата не устроила. Конкуренция на рынке труда сейчас большая, но кормить семью как-то надо. Вроде пока получается. Смотри, с каждого блока тонких сигарет я имею шесть долларов прибыли. То есть с поездки — 72 доллара. На жизнь хватает, но бешеных денег я не зарабатываю. Отними еще 50 евро за страховку, вычти возможные штрафы. Хотя некоторые рискуют и пытаются перевезти сразу огромные партии. Пару месяцев назад таможенники задержали россиянина. У него в машине нашли 450 блоков сигарет! Вот это контрабанда! А у меня так, мелочи…

КСТАТИ


Международная аудиторская фирма KPMG по заказу гигантов табачной индустрии недавно провела исследование и выяснила, что каждая десятая сигарета, выкуренная жителями Евросоюза, является контрабандной. Ежегодно в странах ЕС продается около 50 млрд штук нелегальных сигарет. Потери бюджетов стран объединенной Европы эксперты KPMG оценивают в 11 млрд евро. Любопытно, что основными потребителями контрабанды табачных изделий являются Франция, Польша, Великобритания, Германия, Италия. А главными поставщиками — Беларусь, Украина, Россия, Алжир.

p.losich@gmail.com

Фото Польской таможни

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости